краткая презентация ОП ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию воспитанников № 109

Краткая презентация Программы
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.
Программа ДОО опирается на Федеральную образовательную программу дошкольного
образования (ФОП ДО), утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской
федерации №1028 от 25 ноября 2022г.
ФОП ДО реализуется педагогическими работниками ДОО во всех помещениях
и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО.
Составляет, примерно 80% от общего объема Программы*.
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения России- банк
документов

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.
Группы
Группы раннего
возраста
(1,5-2 г./ 2-3 г.)

Группы
дошкольного
возраста
(3-7(8) лет)

Обязательная
часть

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

ФОП
ДО
–
утверждена
Приказом
Министерства
просвещения
Российской
федерации №1028 от
25 ноября 2022г.
Реализуется
педагогическими
работниками ДОО во
всех помещениях и на
территории детского
сада, со всеми детьми
ДОО.

Программа «Рисуй со мной» дополняет
содержание образовательной области
«художественно-эстетическое
развитие». Программа реализуется
педагогами во всех помещениях, на всей
территории, со всеми детьми ДОО

Программа «Юные краеведы»
дополняет содержание
образовательной области
«познавательное развитие».
Программа реализуется педагогами во
всех помещениях, на всей территории,
со всеми детьми ДОО

Соотношение
частей
Программы, %
80/20

80/20

*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание в ДОУ необходимых
условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности
его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых
дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление
информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение
родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет - журналов,
переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары,
семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и
поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов
выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия,
секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской
исследовательской и проектной деятельности.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:








изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в
детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного
возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития
важных интегративных качеств ребенка
(любознательности, эмоциональной
отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие с взрослыми и
сверстниками и др.), а так же знакомство с трудностями, возникающими в семейном
и общественном воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на
разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в
решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости за полученные результаты;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов



поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в
семье.
Принципы работы с родителями

Целенаправленность, систематичность, плановость
Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи
Доброжелательность и открытость
Сотрудничество, а не наставничество
Динамичность, т.е. мобильно реагировать на социальный состав родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы с изменением форм и
направлений работы МБДОУ детский сад № 109.
Перспективный план работы МБДОУ детский сад № 109 на учебный год утверждается
на первом педагогическом совете, исходя из запросов родителей на основе сведений о
семьях воспитанников.
Содержание направлений работы с семьей
по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка
(спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии
негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих
непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять
физическое и психическое здоровье ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной
сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление
дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы
детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать
семью в их реализации.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для
родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую
литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического
развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к
физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше
всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку);
стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями
(лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в
парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря
(мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы,
посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных
фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных
возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных
задач.
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском
саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств,
воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической
культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма,
плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей
выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома,
на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание
родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных
условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на
велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания
безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах
лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке
электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и
балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае
непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при
необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при
необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни
дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха.
Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные
ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных
жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей
на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на
дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с
ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр
соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме
безопасности детей дошкольного возраста.
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском
саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей,
детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с
социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого
ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической
принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей
успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье,
исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей
мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми
и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу,
смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной
деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана
взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать
семью в реализации воспитательных воздействий.
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях
воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду;
показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у
ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового
воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом,
показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых
традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой
деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия
взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты
общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной
различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению
территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научнообоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в
семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со
взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов.
Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений,
экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы,
просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений,
вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и
др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты
выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и
продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению
познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Образовательная область «Речевое развитие»
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей
на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком,
поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные
состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего
возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения
с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как
делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку
устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как
легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству
(участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей,
подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов
детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии
с познавательными потребностями дошкольников.
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития
пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать
методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе
ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров,
вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе
художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие
художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины,
театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки,
направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать
контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления
альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать
поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность
развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего
развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а
также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в
художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в
детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества,
выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности,
способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных
студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам,
экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий,
декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и
экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных
залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений
дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на
психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания
показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего
музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной
деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций,
творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в
театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и
детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов,
проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Распределение сфер ответственности в работе с родителями
между заведующим, зам.зав по ВМР и воспитателем
№
Направления деятельности заведующего
Периодичность
1

Формирование контингента детей

Единовременно

2

Заключение договоров

Единовременно

3

Формирование групп

Единовременно

4

Организация работы родительского комитета

4 заседания в год

5

Организация и проведение общих родительских
собраний

1-2 раза в год

6

Решение проблемных ситуаций

По мере возникновения

Направления деятельности зам.зав. по ВМР
1

Накопление педагогического опыта

Постоянно

2

Информирование воспитателей о новинках в сфере
взаимодействия с семьей

Постоянно

3

Консультирование воспитателей

По мере возникновения
потребностей

4

Организация и проведение общих родительских
собраний

1-2 раза в год

5

Рекомендации воспитателям по подготовке наглядной
информации для родителей

По мере возникновения
потребностей

6

Контроль за ведением воспитательной работы с семьей Постоянно

7

Оформление выставок /стендов для родителей

1 раз в месяц

8

Ведение сообщества ДОО в ВК, Рутуб/Ютуб каналов,
сайта ДОУ

еженедельно

9

Проведение культурно-досуговых мероприятий

Единовременно

*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

10

Работа с родительским комитетом

По мере возникновения
потребностей

11

Решение проблемных ситуаций

По мере возникновения
потребностей

Направления деятельности воспитателя
1

Прием ребенка в группу, знакомство с родителями,
установление и поддержка контактов

Постоянно

2

Информирование родителей о состоянии здоровья и
развития ребенка

Постоянно

3

Организация и проведение родительских собраний:

3 раза в год

Организационное (знакомство с возрастными
особенностями детей и программным содержанием)
Тематическое (по запросам родителей)
Итоговое
4

Консультирование родителей

Постоянно

5

Подготовка наглядной информации для родителей

Ежемесячно

6

Отслеживание оплаты услуг детского сада

Постоянно

7

Информирование родителей по организационным
вопросам, культурно - досуговые мероприятия,
дополнительные образовательные услуги

Постоянно

8

Привлечение родителей к участию в мероприятиях
(праздники, работа в группе)

Поквартально

9

Обеспечение сохранности имущества ребенка

Постоянно

10

Решение проблемных ситуаций

По мере возникновения

11

Повышение имиджа ДОУ

Постоянно

12

Поиск форм сотрудничества для участия родителей в
воспитательно-образовательном процессе, в
совместной деятельности по реализации задач ООП
ДО

Постоянно

В МБДОУ детский сад № 109 организован консультативный пункт для родителей
(законных представителей) и детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, не посещающих
*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов

образовательные учреждения. Цель создания консультативного пункта – обеспечение
единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психологопедагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего
развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Направления деятельности консультативного пункта:
– оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–8 лет,
не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых
возможностей при поступлении в школу;
– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным
вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
– содействие социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные
учреждения;
– проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом,
психическом и социальном развитии детей, не посещающих образовательные учреждения;
– обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением,
реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими
организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных
представителей).

*https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ сайт Минпросвещения
России- банк документов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».