.:. . yqpel{AeHlIe AeTcKII*r cal MyuuulluaJrbHoe 6roAxerHOe AOuIKoJIbHOe oopa3oBaTeJlbHoe ocy[IecTBJIeHIIeM AegTeJIbHocTII no oouepa:euBarcIllefo BIIAa c [puopIITeTHr'IM J\b I 09 Suruv ecrcoMy p a3BI'ITIrro BocruranHr{KoB 620049r.ErarepuH6ypr,yl.Jloqulruua,4-a,rel.:389-15-46mdou109@eduekb.ru YTBEPXAAIO B.[OY 4ercxnfi caA Ne 109 Ilraoerrop .[eudFha ll. lq'" AAusuucrPalrtail r, opHeBa E.B. LlleeqeHi(o K.Bl::'. << . fu >> e{' zoz+ IIPOTPAMMA PA3BWTVIfl, AercKoro o6paroeareJlr'Horo MynuuunaJrr,Horo 6roAxersoro AorIrKoJIbHoro '"it*t"uq OCyuecTBJIeHIIeM AeqTeIbHOCTI{ IIo [pnopnTeTHbIM c BuAa caAa o6rqepaul3Br{BarcIqero Boc[uraHHIrKoB }l} 109 Su:u.recnoMy pa3BI{TI{K) c 2024 roAa rlo 2029 toa tIPI{HqTA fleAaroruqecKl4M coBeroM MEAOY Aercr(4fi caA Ne 109 or 6n, " D{ flporororr No 5 r. ErarePun6YPr 2024 r e-a/? СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Паспорт программы 3 Подраздел 1. Основания для разработки программы развития. 3 Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию Программы развития 3 Подраздел 3. Общие затраты на реализацию программы развития 3 Подраздел 4. Анализ реализации программы развития МБДОУ детского сада № 4 109 на 2021-2024 годы. Раздел 2. Сущность и окружение программы развития МБДОУ детский сад № 109 11 Подраздел 1. Проблема 11 Подраздел 2. Цель Программы развития 11 Подраздел 3. Задачи программы развития 12 Раздел 3. Технологии реализации программы 14 Раздел 4. План финансирования мероприятий программы развития 20 РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Данная Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми и программными документами федерального и регионального уровня. • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». • Указ Президента от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологии». • Указ Президента от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». • Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2025 года» (с изменениями на 25 ноября 2021 года). • Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», Региональный проект «Уральская инженерная школа»). • Стратегический проект «Екатеринбургское образование - стандарт «Пять звезд», утвержден Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 г. №1523. Подраздел 2. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 109. Подраздел 3. Таблица 1. Общие затраты на реализацию программы развития Затраты Сумма, тыс. руб. На разработку программы 0 На реализацию программы 3 145 000 Итого 3 145 000 2 Таблица 2. Источник финансирования реализации программы развития Источник финансирования Сумма, тыс. руб. Бюджетные средства 1 890000 Внебюджетные средства 1 255000 Итого 3 145 000 Подраздел 4. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 109 НА 2021- 2024 ГОДЫ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 109 (далее – ДОО, МБДОУ детский сад № 109) расположено в жилом районе города вдали от производящих предприятий и торговых мест. ДОО имеет два здания, которые были построены по индивидуальным проектам в 1938 г. Программа развития на 2021-2024 год была направлена на создание образовательной среды, обеспечивающей развитие творческого потенциала воспитанников. Цель и задачи программы выполнены со следующими результатами: в ДОО созданы условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников и компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста, сформированы условий для развития современной, в том числе цифровой образовательной среды в ДОУ; педагоги ДОУ активно используют информационные и коммуникационные технологии для развития творческого потенциала воспитанников в ходе воспитательно-образовательного процесса. Показатели деятельности образовательного учреждения систематически размещаются на сайтах в сети Интернет – www.bus.gov.ru. Работа с кадрами по вопросам аттестации и повышения квалификации заносится в автоматизированную систему КАИС ИРО. Управление деятельностью ДОО имеет открытый характер, доступно общественности через сеть Интернет (официальный сайт ДОО, сообщество в ВК, Рутуб канал, Ютуб канал), соответствует требованиям законодательства РФ. Анализ кадрового состава ДОО укомплектована педагогическими кадрами на 100%, что обеспечивает высокое качество воспитательно-образовательного процесса. В период с 2021- 2024 годы реализованы проекты по работе с молодыми специалистами, по работе со специалистами по повышению уровня квалификации и развитию профессиональной компетентности. В ДОО работают 9 воспитателей и 2 специалиста (1- музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре), из них 3 молодых специалиста не имеют квалификационной категории. Доля аттестованных педагогов составляет 73 %. Организовано методическое сопровождение 3 для всех педагогических работников. Все педагоги имеют профильное дошкольное образование: 55% - высшее образование, 45% - среднее профессиональное образование. Стаж педагогической работы год до 5 лет 5-10 лет 10-20 лет более 20 лет 2021 2 6 2 1 2022 2 5 2 2 2023 3 3 3 2 В ДОО присутствуют опытные педагоги, обладающие профессиональными компетенциями, которые становятся наставниками для молодых специалистов. В связи с внедрением ФОП ДО все педагоги прошли повышение квалификации по данному направлению. В период 2021-2023 г. обучение на курсах повышения квалификации прошли 100% педагогов. Для повышения эффективности и качества педагогической деятельности и профессиональной самореализации педагогов в ДОО созданы все необходимые условия. Педагоги активные участники на форумах и конференциях различного уровня: 2021 - Круглый стол Общественной палаты Российской Федерации "Общественное обсуждение новой примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования"; - Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Теория инноваций»; - Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 3.0» «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации»; 2022 -Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры»; -Всероссийский УНИВЕРСУМ ОНЛАЙН-ФОРУМА «Высота 2022», «Современное образование 3Т: тренды, тенденции, управленческие технологии»; 2023 -Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры»; -Всероссийская научно-практическая конференция «Техническое творчество-стратегии, векторы развития», докладчики - Всероссийская научно-практическая конференция «Организация среды гражданскопатриотического воспитания в современной образовательной организации», автор статьи. Педагоги ДОО отмечены благодарностями за эффективную инновационную деятельность в рамках реализации проекта «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей». Сотрудники ДОУ участвуют в профессиональном конкурсном движении: Педагоги: - Городской конкурс на создание песни-гимна педагогам Екатеринбурга, 3 место, 2023 г. 4 - Городской экологический конкурс "Эко-альтернатива", методическая разработка эко-урока, 3 место, 2022 г.; - Городской конкурс на создание дизайн-макетов билбордов и листовок для размещения в общественном транспорте города Екатеринбурга в контексте реализации подпроекта «Екатеринбургскому учителю – слава!», участники, 2023 г.; - Городской дистанционный конкурс методических разработок среди педагогов города Екатеринбурга, участники, 2023 г.; - II Всероссийский конкурс «Воспитатели России»: «Развивающие игры и пособия. Стартап», участник, 2023 г.; Сотрудники ДОО Фестиваль дошкольных работников «Овация -2023», участники: Городской конкурс «Волшебник вкуса» для поваров, финалист; Городской конкурс «Фея чистоты и заботы» для помощников воспитателей, участник; Городской конкурс «Золушка-2023» для кастелянш, участник. Наставничество: - разработаны этапы вхождения в профессию; - папка «Наставничество» (в которой отражены традиции ДОО, разработаны чек-листы ДОО, пошаговые инструкции для начинающего педагога); - методические тематические папки «В помощь педагогу» на Гугл диске; - созданы наставнические пары «педагог-стажист» и молодой педагог. Педагогам делегированы полномочия по сопровождению проектов: - «Патриотический центр в ДОО»; - мониторинга качества образования «Среда группы»; - «Годовое стимулирование». Повышение квалификации в работе с информационными технологиями: Пройдены курсы: «Речевое развитие обучающихся с использованием информационнокоммуникационных технологий и робототехники», «Алгоритмизация и программирование в дошкольном образовании», «Методика применения робототехнической платформы LEGO WeDo 2.0 и SPIKE СТАРТ на занятиях с детьми дошкольного возраста». Педагоги внедряют новые образовательные технологии: технология гибкого планирования, детский сад без игрушек, говорящие стены, клубный час, пространство детской реализации, утренний и вечерний круг, развивающий диалог. В ДОО проводится регулярная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствования его функций. Педагоги внедряют здоровьесберегающие технологии, приобщают воспитанников к занятиям физической культурой, формируют потребности в здоровом образе жизни. Внимание педагогического коллектива в 2023 году было уделено внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Педагоги ДОО провели обучающие семинары для педагогов Кировского района: "Подготовка дошкольников к конкурсу "Юный машиностроитель" и «Детская научно-практическая конференция в ДОО". На базе детского сада прошел районный этап Фестиваля "Юный машиностроитель" и I детская районная научно-практическая конференция «Я познаю мир». 5 Таким образом, наблюдается рост числа педагогов, которые не просто повышают свой профессиональный уровень и внедряют в свою работу новые образовательные технологии, но и становятся наставниками для молодых специалистов, распространяют свой опыт на уровне города и региона, участвуют в профессиональном конкурсном движении. Анализ работы с родителями (законными представителями) Работа ДОО строится на основе изучения запросов родителей и взаимодействия с ними. Опросы родителей проходят в сообществе ВК, на сайте ДОО, в организованных группах информационно-коммуникационной платформы «Сферум», на родительских собраниях. Родители имеют возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также его результатами. Так по результатам опросов в ВК, были сняты и опубликованы ролики «Как проходят музыкальные занятия», «Как проходят физкультурные занятия», «Свободная игра». Специалисты устанавливают с семьями воспитанников деловые контакты, проводят консультации и открытые занятия, организовывают проекты, проводят квесты, праздники и развлечения для воспитанников с привлечением родителей. Традиционными стали праздники и выставки с участием родителей. Запущен проект «Мастер-класс от…», «Клуб наших пап», продолжаются проекты «Экскурсия в…» и «Детская столярная мастерская», который подразумевает проведение мастер-классов от родителей для воспитанников групп по ручному труду. Родители и педагоги второй год участники Всероссийского конкурса семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон». С целью активного вовлечения родителей в деятельность ДОО все педагоги ведут страницы на сайте ДОО, где ежемесячно рассказывают о своей работе и достижениях воспитанников. Сообщество в социальной сети «ВКонтакте» имеет 294 подписчика, канал детского сада на онлайн-сервисах «Рутуб» и «Ютуб» имеет 127 подписчиков. Таким образом, анализ взаимодействия родителей и педагогов показал положительную динамику роста числа родителей, вовлечённых в воспитательнообразовательный процесс. Учитывая актуальность обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей необходимо продолжать активно работать в данном направлении. Анализ предметно-пространст венной среды Новое в среде 2021-2023: - спортивный зал оснащён современным оборудованием: степ-платформы, координационная лестница, балансировочная доска «Бильгоу», нейроскакалки, сибборд; - среда пополнилась робототехническими наборами: LEGO Wedo 2.0, Ведушка (отечественный аналог LEGO Wedo), программируемыми наборами Робо Мышь и Робот Ботли; - продолжает работать, развиваться и пополняться особое образовательное пространство «Детская стройплощадка»; 6 - в 2022 г. организовано новое образовательное пространство- «Столярная мастерская». Работает два направления- столярная мастерская в группе и общая столярная мастерская на веранде. В ДОО создана рационально организованная развивающая среда, которая рассматривается педагогами как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка. В ДОО организован проект «Развивающие игры»: контейнеры с играми меняются в группах каждый месяц. Педагоги используют образовательную практику индивидуальные задания на «подносе-вызове, которые меняются еженедельно. В интерьере групп есть легко трансформируемые элементы (ширмы, модули, маркеры пространства). При проектировании РППС ДОО педагогами учитываются: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования; задачи образовательной программы для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности). К 2024 году обновлены 6 групповых помещений и 1 спальное помещение под новые требования ФГОС ДО. Содержание предметно-развивающей среды в детском саду соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется , варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. В каждой группе оборудованы мини-библиотеки детской художественной литературы и книг познавательного содержания. В ДОО создаются условия для информатизации образовательного процесса. Для этого в групповых и прочих помещениях (музыкальный зал, игровая комната) имеется оборудование для использования информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе. В оснащении РППС использованы элементы цифровой образовательной среды (роботизированные и технические игрушки, программируемые конструкторы). Отмечаются положительные результаты в формировании информационной и цифровой компетентностей у воспитанников ДОУ, но условия для использования в образовательном процессе цифровой образовательной среды созданы не в полном объеме. Учитывая актуальность развития данных компетентностей у детей дошкольного возраста, необходимо продолжать активно работать над обновлением РППС. В ДОО библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям образовательной программы, детской художественной литературой, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с ОП ДО. В 2023 году пополнился учебно-методический комплект к части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДО и электронный банк методической 7 литературы к ФОП ДО. Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Эти данные позволяют сказать, что предметно-пространственная среда ДОУ планомерно развивалась в 2021-2023 г. Анализ образовательного процесса С сентября 2023 года ДОО работает по образовательной программе на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. МБДОУ детский сад № 109 инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «ТехноМир: развитие без границ». Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ. Результатом работы детских садов, участников инновационной площадки "ТехноМир: развитие без границ" за 2023 год стала промышленная карта России. Уральский федеральный округ представлен 15 детскими садами, один из которых МБДОУ детский сад № 109. С сентября 2020 года МБДОУ детский сад № 109 является участником сетевого проекта «Городского ресурсного центра инженерно-технологического образования» Департамента образования Администрации города Екатеринбурга. С сентября 2023 г. ДОУ- Районный ресурсный центр по развитию интереса дошкольников к техническому творчеству. По результатам МКДО детский сад получил высокую оценку в показателе «мониторинг эффективности внедрения ФОП ДО». НОКО в 2022 г- 97,96 % - показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Результативность образовательной деятельности в ДОО отслеживается для оценки уровня и качества развития ребенка в двух аспектах: медицинском и педагогическом. По итогам педагогического мониторинга получены данные, которые позволяют констатировать, что воспитанниками ДОО осваивают образовательную программу н а достаточно высоком (оптимальном) для возраста уровне. По информации от педагогов и специалистов анализ усвоения программы по детскому саду по основным направлениям показал следующие результаты: Образовательная-область «Социально – коммуникативное развитие» 97 % Образовательная область «Познавательное развитие» 95 % Образовательная область «Речевое развитие» 91 % Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 95 % Образовательная область «Физическое развитие» 95 % Родители ознакомлены с результатами мониторинга. Воспитанники детского сада являются лауреатами различных городских и региональных конкурсов. Победителями технических конкурсов: - Городской этап Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества «Неопалимая купина» в номинации «Технические виды творчества», 1 место - 2022 г.; 1 место - 2021 г.; - Городской Фестиваль "Юный машиностроитель", финалисты- 2022 г.; финалисты - 2021 г.; 8 - Х открытый областной фестиваль "Город Технотвочества", онлайн мастерская «Орион», 1 место- 2024 г., 1 место- 2023 г.,1 место -2022 г.; - Дистанционная командная онлайн-игра по техническому творчеству "Экологическая безопасность", 1 место- 2022 г.; Дистанционная командная онлайн-игра по техническому творчеству «Профи-Технорёнок» 1 место- 2022 г. Победителями конкурсов: - Образовательный проект "Добрый город. Конструктор и Я», Фестиваль "Юный архитектор", победители, 2024 г.; - Открытый региональной фестиваль «Мастерская открытий» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Свердловской области, 1 место- 2023 г.; - Городской турнир по «Русским шашкам среди дошкольников ОУ г. Екатеринбурга, 3 место2023 г.; - Городской экологический конкурс "Зеленый трамвай", 2 место- 2023 г.; - Городской фестиваль «Чудеса анимации», 3 место - 2023 г.; - Районный фестиваль МультПарад «Кировский район глазами детей», 1 место - 2023 г.; - Городская интеллектуальная игра-викторина "Эколёнок", 3 место- 2022 г.; - Городской дистанционный конкурс "Юный экскурсовод", 1 место- 2022 г.; - Районный фестиваль- конкурс "Музыкальный калейдоскоп", 3 место- 2022 г. - Городской конкурс "Юный географ", финалисты, 2022 г. - Городской интеллектуальный игра-конкурс "Грамотейка 2022", лауреаты, 2022 г.; - Городской конкурс-игра «Юные журналисты», лауреаты, 2021 г.; Участие в конкурсах: - Городской конкурс по конструированию и программированию «Роботология и ROBOT MICROBIT «Бит –Атом», 2021 г.; - Областные робототехнические соревнования "Урал: промышленность и энергетика", 2022; - Турнир по основам программирования и соревновательной алгоритмике «РоБоКид», 2023 г. - Открытый региональной фестиваль «Мастерская открытий» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Свердловской области, 2022 г., 2021 г.; - Городской фестиваль «Здоровье» - 2024 г., 2023.; В ДОО представлены платные образовательные услуги по направлениям: - техническое: «Введение в образовательную робототехнику», «Лего-конструирование»; - физкультурно-спортивное: «Обучение плаванию». В дополнительном образовании задействован 75% воспитанников детского сада. 25% группы раннего возраста. В целом, работа педагогического коллектива имеет стабильный характер и направлена на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проведенный анализ показывает, что цели и задачи программы развития на 2021-2023 г. реализованы в полном объёме, однако, есть направления, которые требуют дальнейшего внимания и развития. 9 РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 109. Подраздел 1. ПРОБЛЕМА 1.Необходимо постоянное обновление и пополнение материально-технической базы ДОО, приобретение оборудования для развития технического творчества, поддержки детской инициативы, организации конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей. Формулировка 2. Условия для использования в образовательном процессе проблемы цифровой образовательной среды созданы не в полном объеме. Недостаточно применяются эффективные цифровые технологии и инструменты. 3. Недостаточная заинтересованность части родителей (законных представителей) в участии в конкурсном движении, реализации образовательных проектов через совместную развивающую деятельность и техническое творчество. Воспитанники МБДОУ детский сад № 109, родители (законные представители), педагогические работники и сотрудники Целевые группы учреждения Подраздел 2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Совершенствовать образовательное пространство детского сада, направленное на развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста (технологической, познавательно-исследовательской, информационно-цифровой, социально-коммуникативной). 10 Подраздел 3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Задача Создание условий, для формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественнонаучному и техническому творчеству, развитию инициативности, творческого мышления. Результат Созданы условия для повышения качества образования, посредством эффективного использования современных ресурсов в образовательной деятельности и образовательных технологий, направленных на развитие технического творчества и ознакомление с современной окружающей действительностью, элементарными математическими и естественнонаучными представления, формирование практических навыков конструктивно-модельной и познавательно-исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков для общения со сверстниками и навыков публичного выступления при защите своего «технического проекта», повышение самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности. Показатель - количество групп, в которых спроектировали и обогатили развивающую предметно- пространственную среду с позиций развития ключевых компетентностей дошкольников; - доля педагогов, принявшей участие в мероприятиях, профессиональных конкурсах, конкурсах с воспитанниками по инженерно-техническому направлению; - доля педагогов, обладающих новыми компетенциями в области развития творческих и технических способностей детей; - доля педагогов, реализующих современные технологии в образовательном процессе – 100%; - доля педагогов, активно реализующих проект «Детская уличная стройплощадка»; - организация проектной деятельности с дошкольниками ( познавательноисследовательские, технические,творческие и т.д.) проекты. - доля воспитанников со средней и высокойстепенью готовности к обучению в школе – 90%; - доля воспитанников с высоким уровнем развития творческих и технических способностей; - доля воспитанников, победителей конкурсов различной направленности (средний и старший возраст); - доля родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг; - повышение компетентности родителей в аспекте развития инженерного мышления у дошкольников; - доля групп, обеспеченных современным оборудованием для развития творческих и интеллектуально-технических способностей воспитанников; -конференции, семинары, мастер-классы разных уровней по естественнонаучному и техническому творчеству, развитию инициативности, творческого мышления детей дошкольного возраста; - повышения эффективности использования собственных ресурсов. Значение показателя 9 (100%) 70% 100% 100% 100% 100% (группы дошкольного возраста) 90% 60% 50% 80% 50% 80% ежегодно 100% Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды Создание условий для формирования традиционных российских духовнонравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество образования - активное продвижение бренда ДОО, коммуникация с родителями, жителями через сайт, соцсети. Ежегодное увеличение подписчиков Вконтакт. - доля современных цифровых образовательных учебно-методических комплексов; - доля электронных документов (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.); - доля публичных обсуждений актуальных направлении развития ДОО через цифровые ресурсы; - доля использования в работе с родителями современных, интерактивных, нетрадиционных форм работы; - доля педагогов, повысивших компетентность по цифровой образовательной среде; - доля педагогов эффективно ориентирующихся в интернете, умеющих создавать новые образовательные продукты, использовать интерактивность в образовательной деятельности; доля педагогов, транслирующих педагогический опыт с помощью цифровых технологий; доля воспитанников, принявших участие в конкурсном движении с использованием цифровых технологий (средний и старший возраст); - доля всех участников образовательных отношений, удовлетворенных комфортностью условий, созданных в ДОО; - наличие среди работников победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства; - доля родителей, участвующих в конкурсах ДОО через ВКонтакте, сайт; Созданы условия для доля педагогов, реализующих проекты, направленные на формирование формирования традиционных духовно-нравственного воспитания дошкольников; российских духовно-нравственных - доля социально - активных родителей, участвующих в создании ценностей у детей дошкольного образовательных ситуаций духовно-нравственного направления; возраста. - доля методических разработок (методическая копилка) по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников и других направлений с элементами духовно-нравственного воспитания; - доля внедрения наиболее эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность; Ежегодное увеличение 50% 80% Ежегодное увеличение 80% 100% 80% 100% 100% 90% 30% 80% 100% 80% 25% 100% 12 - посещаемость мероприятий и участие в конкурсах воспитанников 80% духовно-нравственной направленности; - положительная динамика детско-родительских отношений; -позитивный имидж организации в социальном окружении; РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2029 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие ДОО. Эти направления определены проектами: 1. Проект «Умная среда» - создание условий для повышения цифровой - организационной культуры ДОО, поддерживающей процессы постоянного совершенствования и инноваций, достижение "цифровой зрелости". 2. Проект «Образовательное пространство «Техносреда» - создание образовательного пространства для развития технического творчества детей, способствующего формированию интереса к науке, технике, образованию и культуре, развитию инициативности, творческого мышления. Это - «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «конструирование своего будущего». 3. Проект «Завтра начинается сегодня» - формирование у детей дошкольного возраста нравственных качеств, чувств, привычек, представлений, формирование патриотического чувства, гордости за свою Родину, воспитания терпимости к другим национальностям, умения жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства. Проект «Умная среда». Единая информационно – образовательная среда - одно из условий достижения нового качества образования, соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Цифровая компетентность для педагогов - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе. Она включает в себя техническую грамотность, способность критически оценивать и анализировать информацию, умение находить нужные материалы, эффективно коммуницировать и сотрудничать с коллегами и воспитанниками. 13 Цифровая компетентность для воспитанников – одно из успешных условий успешного обучения в школе. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество, поэтому совместными усилиями ДОО и семьи ребенка необходимо формировать у дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта. Основные критерии: педагогам – повысить свою профессиональную компетентность; родителям – получить необходимые знания о цифровых технологиях и правильности их использования в отношении дошкольников; детям – получение знаний- умений, используя цифровые технологии, повышение познавательного интереса и активизация детского внимания, развитие высших психических функций. Мероприятия: информирование, методическая поддержка, стажировки, проектная деятельность, курсы повышения квалификации (в том числе в смешанном, дистанционном формате), различные формы мероприятий, публикации, конкурсы профессионального мастерства. В процессе ведения проекта: - Создана группа, по созданию (внедрению) цифровой среды ДОО. - Введены новые элементы в управленческий процесс. - Совершенствовано электронное портфолио педагога, а также система пополнения, хранения и использования документов, методических материалов, детских достижений. - Активно используются платформы сообщества Вконтакт, Сферум для создания образовательных ситуаций, получения обратной связи, участия в обучающих мероприятиях. - Педагоги активно участвуют в профессиональном сообществе инновационной площадки «ТехноМир – развитие без границ» - обучение, обмен опытом, использование материалов. - Педагоги активно используют онлайн –ресурсы (игровые сайты, виртуальные музеи, компьютерные обучающие игры). - Педагоги активно участвуют в тематических онлайн- марафонах. - Педагоги и воспитанники активно участвуют в выставках, конкурсах работ с использованием цифровых технологий. - Приобретено интерактивное оборудование: песочницы, доски, игры. -Обеспечено непрерывное и адресное повышение квалификации педагогических работников по освоению современных образовательных, информационно- коммуникационных технологий. - Разработана система командного подхода к организации непрерывного образования педагогов через дистанционные формы обучения - Разработана система командного подхода к организации передачи опыта через участие и проведение онлан – вебинаров. - Формы, методы обучения, рабочие материалы и оценочные средства для создания образовательной среды, насыщенны развивающими возможностями. 14 - Деятельность воспитанников (самостоятельная, проектная) организована в цифровой образовательной среде. - Личностно значимый опыт обсуждается в профессиональной среде. Постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами. - В работе с родителями используются современные, интерактивные, нетрадиционные формы работы. - Увеличился процент электронных документов (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.). Проект «Образовательное пространство «Техносреда» «Техно» - означает мастерство, умение и искусство. Техносреда образовательного учреждения – мотивация дошкольников на техническое творчество и ознакомление с современной окружающей действительностью, элементарными математическими и естественнонаучными представления, формирование практических навыков конструктивно-модельной и познавательно-исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков для общения со сверстниками и навыков публичного выступления при защите своего «технического проекта», повышение самостоятельности и инициативности в разных видах детской деятельности. Техносреда предполагает: - обеспечить вариативность образовательных программ, форм, методов, технологий; - организовать условия, способствующие распространению передовых образовательных практик и повышению квалификации педагогических работников. Педагогические требования к техносреде ДОО обеспечивают возможность реализации форм и методов образовательного процесса: - индивидуализация образовательного процесса; - создание ситуации успеха для детей дошкольного возраста; - возможность обеспечения деятельностного подхода; - обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; - образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - реализуемые образовательные и досуговые мероприятия мотивируют всех субъектов образовательного процесса и пользователей техносреды ДОО на техническое творчество; - существующие условия реализации образовательного процесса (программы, технологии, дидактические материалы, режим дня и пр.) обеспечивают развитие технического творчества дошкольников; 15 - кадровое обеспечение и уровень профессиональной компетентности сотрудников позволяют достигать положительных результатов в развитии технического творчества детей дошкольного возраста. Функции техносреды: Социализация –включение ребенка в систему общественных отношений, появления опыта продуктивного социального взаимодействия, усвоение дошкольником богатств культуры. Коммуникация – вхождение через игру в реальный контекст человеческих коммуникаций. Самореализация –выявление недостатков опыта и вместе с тем самоутверждение, переживание социального успеха и собственной значимости. Диагностическа - диагностика различных проявлений ребенка: интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.; Терапевтическая функция –средство преодоления различных трудностей старшими дошкольниками, возникающими у них в поведении, в общении. Коррекция –внесение позитивных изменения, дополнений в личностные показатели ребенка. В процессе ведения проекта: - Совершенствуется существующее образовательное пространство уличных площадок – строительная площадка ДОУ (пополнение, расширение). - Совершенствуется система работы на уличной «Стройплощадкке» с детьми дошкольного возраста (наблюдение, анализ, рефлексия). - Расширилось направление работы в столярных мастерских групп. - Создана отдельная от групповых помещений столярная мастерская. - Среда насыщена крупным, ростовым конструктором «Бабашки», конструкторами различной направленности. В деятельности с детьми широко используем вертикальное конструирование. -Процент вовлеченности родителей в совместную деятельность увеличился до 80% (конкурсы, фестивали, мастер-классы). Увеличился процент мастер-классов от родителей «Я могу, я научу». - Продолжает действовать «клуб пап». - У 80% родителей расширился диапазон знаний в области методов и технологий технического развития личности ребёнка. - Воспитанники участвуют и побеждают в конкурсном движении технической направленности. - У 80 % воспитанников сформированы предпосылки развития технического творчества: творческое воображение, начальное техническое моделирование, основы программирования. - Созданы условия, предметно-пространственная среда для поддержки детской инициативы. - Созданы пространства, обладающие безусловной игровой и образовательной ценностью. 16 - Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. - Воспитанники проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. - У педагогов сформированны профессиональные компетенций в части создания психолого - педагогических условий по формированию технических навыков у детей дошкольного возраста, формированию представлений по инженерным дисциплинам, математике, формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста. - Повышен творческий потенциал педагогических работников: используются инновационные педагогические идей, образовательные модели, технологии. - У воспитанников формируется позитивная установка и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий. Проект «Завтра начинается сегодня» Приоритетная задача РФ в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем. Оно лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Для достижения результатов создается для детей теплая, уютная атмосфера, используются методы воздействия на эмоциональную и нравственную сферы: - взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации; - формы мягкого доверительного воздействия; - формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам; - порицание агрессии и недоброжелательности; - создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу; - пример взрослых; - решение логических вербальных задач; - развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей; - анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков; 17 - поддержание интереса к миру взрослых, желание следовать тому, что достойно подражания. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли. В процессе ведения проекта: - Формируются духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края. - Создана «карта Урала», реализован подпроект «Река времени Урала» и другие. - Обогащено методическое сопровождение по темам «Родной край», «Россия» (игры, пособия, тактильные книги и выставки, темы образовательных ситуаций). - Организованы педагогические события: ежегодный квест для детей и родителей, конкурсы, музыкальные и спортивные мероприятия,клубные встречи. - Организован мини-музей в игровой комнате ДОО. - Реализован подпроект «Секреты бабушкиного сундучка». - Формируется интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. - Введение в традицию ДОО: русское гостеприимство, колядки, масленица, писанка (роспись яиц), именины березки, яблочный спас, традиции семьи. Совместно с родителями создан календарь. - События отражаются в ВКонтакте, сайте ДОО. - Реализованы мероприятия очные и через сообщества по темам национальной культуры. - Результаты проектов отражены в среде ДОО, группы. - Формируется у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей. - Проходят тематические дни культур народов России, мира. Создан клуб «Семейные коллекции». - Формируется интерес к окружающему миру, уважение к Родине и ее героическому прошлому. - Создана «Книга памяти» (страница – это история о героическом члене семьи), реализуются подпроекты «Защитники», «Детство – территория безопасности», «От сердца к сердцу» и другие. Совершенствуются компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования. 18 - Реализованы инициативы социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей. - Создана системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - Разработан консультативно-практический материал для родителей и педагогов. РАЗДЕЛ 4. ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИ ЯТИЙ П РОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Наименование мероприятия Источники финансирования Затраты на реализацию задач и мероприятий, тыс.рублей 2025 2026 2027 2028 Итоговые затраты 2029 1. Создание образовательного пространства, направленного на формирование у детей дошкольного возраста интереса к естественнонаучному и техническому творчеству, образованию, культуре, развитию инициативности, творческого мышления. Создание и оснащение игровых центров на прогулочных участках ДОО Бюджетные средства 30 30 30 30 30 150 Внебюджетные средства 30 20 20 20 20 110 Обеспеченных современным оборудованием для развития творческих и интеллектуально-технических способностей воспитанников. Расширение столярных мастерских в групповых помещениях Бюджетные средства 50 50 50 50 50 250 Внебюджетные средства 30 30 30 30 30 150 Увеличение крупного, среднего размера наборов конструктора в группах Бюджетные средства 50 50 50 50 50 250 Внебюджетные средства 50 50 50 50 50 250 Пополнение групп и методических Бюджетныесредства 0 0 0 0 0 19 центров программно – методическими, дидактическими и наглядными материалами) Внебюджетные средства 30 Приобретение STEM- образование модуль «экспериментирование с живой и неживой природой» Бюджетные средства 80 Организация центров «Физика вокруг нас», «Шашки» Бюджетные средства Участие в конкурсном движении, семинарах, вебинарах в рамках инновационных площадок Бюджетные средства Ежегодное проведение детской НПК по технической направленности с дальнейшим распространением опыта работы Организация и проведение семинаров и мастер-классов по реализации образовательных технологий Пополнение кабинета «Легоконструирования» и «Робототехники» Бюджетные средства Перепланировка спальных комнат (расширение активного пространства) Бюджетные средства 20 20 20 20 110 80 Внебюджетные средства Внебюджетные средства Внебюджетные средства Внебюджетные средства Бюджетные средства Внебюджетные средства Бюджетные средства Внебюджетные средства 20 10 0 0 20 10 0 0 40 20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 10 20 80 10 20 80 10 20 10 20 10 20 50 100 160 Внебюджетные средства 2. Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды. Повышение квалификации Бюджетные средства 20 20 20 60 20 педагогических работников по применению цифровых технологий Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 Приобретение ноутбуков, экранов и проекторов в группы Бюджетные средства 50 50 50 50 50 250 Внебюджетные средства 30 30 30 30 30 150 Организация мультстудии Бюджетные средства Внебюджетные средства Приобретение цифровой лаборатории «Наураша» Бюджетные средства Приобретение интерактивной песочницы Бюджетные средства 40 40 90 90 Внебюджетные средства 350 350 Внебюджетные средства Бюджетные средства Внебюджетные средства 3. Создание условий для формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Разработка и реализация детскородительских проектов. Создание коллекций, авторских выставок Бюджетные средства Внебюджетные средства 20 20 20 20 20 100 10 10 10 10 10 50 Бюджетные средства Внебюджетные средства 21 Участие в профессиональных конкурсах в соответствии с планированием мероприятий разного уровня Бюджетные средства Внебюджетные средства 10 10 10 10 10 Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность, акции, мероприятия различного уровня Бюджетные средства 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 Приобретение комплектов, пособий по народному творчеству, изделий народного творчества Бюджетные средства 20 20 20 20 20 100 Внебюджетные средства 20 20 20 20 20 100 Организация экскурсий для педагогов и воспитанников в музеи народного творчества, русского быта Бюджетные средства Внебюджетные средства 5 5 5 5 5 25 Реализация подпроекта «Секреты бабушкиного сундучка» : создание трогательного музея ДОУ; мастерклассы по росписи, созданию национальных изделий; посиделки с родителями «Мое рукоделие»; картонный бум – крестьянский двор и т.д. Бюджетные средства 20 20 20 Внебюджетные средства 50 60 0 22