Mynnqn rraJrbHoe Omgxernoe AorrKorbHoe odparonareJrbHoe yqperyAeHlre
Aercnufi caA o6r{epa3BrrBaroruero BrrAa c rpropurernblM ocyqecrBJrelrrreM
AeflTeJrbHocrrr uo QnsnvecKoMy pa3Brrrrrlo BocrlrrannrrKoB J\b 109
rcp.aApec 620049, r. Erarepun6ypr, yur. Jlo4rrrnnar 4-a. re.ne$ou: 389-15-46'
r. Erarepun6ypr, y.rr. Jlo4nrruua, 4-a. rene$on: 389-15-46, y.ir. Konrconrorwcrcain,4Sll2
Qarr.agpec 620049
NPI4FUITA
fle.uarorn recKrrM coBeroM
flpororo t Na iL
o&, p
20
.2f r.
;t
yTBEPXltrrl,q,
e-n -*q--
a
E,.8. Kopnena
Ka3}lll
2025-r.
AOrronHr4TEJrbHAf, OEPA3OBATEJTbHA-fl TTPOTPAMMA
AorrrKoJrbHoro OEPA3 oBAHr4fl
d/fyJrbTCTYilUrfi>>
HanpanneHHocrb - TexHuqecKat
Bospacr o6yuaroquxcr - 4-7 ner
Cporc pe€IJru3arluu 2 r o Aa
r. Enarepun6ypr, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Целевые ориентиры Программы
1.5. Характеристика особенностей развития детей 4-7 лет
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Первый год обучения (4 –5 ( 6 )лет)
2.2. Второй год обучения (5 – 6 (7) лет)
III. Организационный раздел Программы
3.1. Формы и режим занятий
3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
3.3. Структура учебного плана
3.4. Планирование образовательной деятельности.
3.4.1. Календарно-тематический план
3.4.2. Перспективное планирование
3.5. Материально-техническое обеспечение
IV. Используемая литература
2
Введение
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный
процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного
искусства
заключается,
прежде
всего,
в
возможности
комплексного
развивающего обучения детей. Детская Мультстудия является инновационным
элементом образовательной среды художественно-эстетической творческой
направленности для детей с 4 до 7 лет.
Создание мультфильмов с помощью Мультстудии требует большого
интереса к анимации, к детям и ко всему миру. А ребёнку даёт возможность
свободного выбора творческой деятельности, выражения своих чувств и
мыслей. Анимационное творчество отвечает современным образовательным
стандартам, важным критерием которых является «поддержка детской
инициативы и самостоятельной деятельности». В ней интегрируются
социально-коммуникативное,
речевое,
физическое
и
художественно-
эстетическое направления развития личности ребёнка.
Программа «Мультстудия «Сиреневая детская мультипликация»»
разработана в соответствии:
✓ Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-фз,
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», 29 декабря 2012 г.
✓ Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.
✓ Федеральной образовательной программой дошкольного образования,
утверждена
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован
3
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809).
✓ «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» №
2.4.3648-20 от18.12.2020 г.
✓ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» Создание анимационных фильмов в детском саду
решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал
дошкольников,
анимации
развивает
развивает
мышление,
творческую
воображение.
мысль,
Искусство
формирует
умение
оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой
команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют
разные
функции:
режиссёра,
оператора,
сценариста,
художника-
мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций
и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые
необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки,
озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части
является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании
данной
деятельности
выделено
достаточно
времени
на
разработку
предварительного сценария и подготовку художественного оформления.
Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов,
что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Новизна программы заключается в следующем:
• включение
в
содержание
программы
разнообразных
видов
изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из
4
различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник
съемки, работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности;
•
применение
теоретического,
системно–деятельного
так
и
практического
подхода,
при
материала,
с
подаче
как
обязательной
демонстрацией мультипликационных фильмов, а также практической
деятельности по созданию мультипликационных фильмов;
•
организация социально значимой практической деятельности (участие в
социальных мероприятиях, конкурсах).
5
Актуальность программы определяется, прежде всего, запросом со
стороны детей и их родителей на Программу «Мультстудия «Сиреневая
детская мультипликация»» как наиболее интересному для детей дошкольного
возраста виду творческой деятельности,
дающему возможность развития
способностей и самореализации во многих художественных видах творчества.
Программа
индивидуальных
способствует
более
разностороннему
способностей
воспитанника,
развитию
раскрытию
социальных
способностей для адаптации в окружающем мире. Занятия в студии
способствуют расширению кругозора учащихся, повышению эмоциональной
культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов.
Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с
помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж
отснятого
материала
с
использованием
возможностей
специальных
компьютерных инструментов. Программа дает возможность обучающимся
«раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на достижения личностных
и метапредметных результатов.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Главная цель данной программы – создание условий для успешной
самостоятельной творческой деятельности посредством самовыражения через
проектирование мультфильмов.
Образовательное пространство, созданное на базе Мультстудии, позволяет
решить самые различные задачи: развивающие, образовательные и даже
коррекционные. Самостоятельная творческая деятельность детей сама по себе
является естественной почвой личностного роста и развития ребёнка. Став
партнёром ребёнку, можно наполнить эту деятельность своими личностными
смыслами, решить множество профессиональных задач.
Задачи:
Образовательные:
6
✓
способствовать усвоению первичных представлений о процессе
мультипликации (термины, технологические сведения, известные режиссёры,
художники-мультипликаторы, композиторы…);
✓
формировать технические навыки создания мультфильмов в
технике stop-motion;
✓
формировать устойчивый интерес и мотивации к творческому
созданию мультфильма.
Развивающие:
✓ развивать творческое мышление, воображение и креативность;
✓
развивать у каждого ребёнка позитивного образа себя как
творца;
✓
развивать коммуникативные компетенции у детей.
Воспитательные:
✓
воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни
и искусстве;
✓
воспитывать ценностное отношение к собственному труду,
труду сверстников и его результатам;
✓
1.3.
Принцип
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Принципы и подходы к формированию Программы
самоценности
дошкольного
возраста,
его
полноценное
проживание. Каждый период детства рассматривается как настоящая,
самобытная, неповторимая жизнь.
Принцип деятельности. Решение образовательных задач опирается на
характерный для этого возрастной этап виды детской деятельности и общения
с взрослым.
7
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который
реализуется в личностно - ориентированном взаимодействии взрослых с
детьми и предполагает создание условий для эмоционального благополучия
каждого ребенка, уважения к его интересам и потребностям, предоставление
права на реализацию своей индивидуальности.
Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В
программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности
выбора занятий, материалов.
Принцип интеграции содержания образования.
В данной программе
принцип интеграции реализуется в сочетании и взаимопроникновении в
педагогический процесс разных видов детской деятельности, просмотра и
анализа мультипликационных фильмов. В программе используются игрыдраматизации и дидактические игры, художественное слово, изобразительная
деятельность и др., что позволяет каждое занятие сделать поучительным и
интересным.
Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка,
реализация из природного потенциала, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к
дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различный видах деятельности;
- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого
8
воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития
(дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности, организация детской
деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают
«открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
- креативность - «выращивание» у воспитанников способности
переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности,
инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить
решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка
ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с
интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и
человечества в целом.
1.4.
Целевые ориентиры Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения программы в виде
9
целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,
представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность
воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры:
- дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого потенциала;
- формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать
увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
- создание мультфильмов в предложенных педагогом техниках;
- осуществление контроля: находить способы улучшения работы,
самостоятельно вносить коррективы;
- совершенствование навыков общения: самостоятельно оценивать свою
творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту
сверстника.
1.5. Характеристика особенностей развития детей 4-7 лет
Возраст детей, проходящих обучение по данной программе – 4-7 лет.
Психологические особенности детей 4-7летнего возраста - интерес и тяга к
красивому, эстетически ценному.
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике
ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность
психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая
отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
10
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке
закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 4-6 лет.
Дети 4-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается
речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для
ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой.
У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность.
Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление,
воображение.
Восприятие детей 4 – 6 лет.
Продолжает
совершенствоваться
восприятие
цвета,
формы
и
величины, строения предметов; происходит систематизация представлений
детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по
светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают
в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей 4 – 6 лет.
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его
распределению
и
переключаемости.
Наблюдается
переход
от
непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания
составляет в начале учебного года 5 – 6 объектов, к концу года 6 – 7.
Память детей 4 – 6 лет.
В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память.
Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 – 6
11
объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 – 6 слов.
Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей 4– 6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в
уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления
сопровождается
освоением
схематизированные
и
мыслительных
комплексные
средств
представления,
(развиваются
представления
о
цикличности изменений).
Воображение детей 4 – 6 лет.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно
ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень
увлеченно.
Развитие
воображения
в
старшем
дошкольном
возрасте
обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и
последовательно разворачивающихся историй.
Речь детей 4 – 6 лет.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится
лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная
речь.
Возрастные особенности развития детей от 6 до 7 лет.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
12
поддерживает свою сюжетную линию. Образы из окружающей жизни и
литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной
деятельности,
становятся
сложнее.
Рисунки
приобретают
более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение
человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда
может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только
анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной
степени
еще
ограничиваются
наглядными
признаками
ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В
некоторых
видах
деятельности
время
произвольного
сосредоточения
достигает 30 минут.
У
детей
продолжает
развиваться
речь:
ее
звуковая
сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
13
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми;
развивается
половая
идентификация,
формируется
позиция
школьника.
II. Содержательный раздел Программы
Объем образовательной нагрузки программы дополнительного
образования «Мультстудия «Сиреневая детская мультипликация»»
Количество занятий в
Количество занятий в
неделю
месяц
1
4
Количество занятий в год
30
Численность обучающихся в группе – 10-12 человек. Набор детей в
объединение - свободный.
2.1. Первый год обучения (4–5(6) лет)
Цель: обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и
творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе
создания мультфильмов.
Программное содержание:
❖ Создать условия для обучения детей навыкам работы с различными
техническими
устройствами:
ноутбук,
фотоаппарат,
14
звукозаписывающее устройство;
❖ Создать условия для развития креативности, нестандартного мышления,
творческого подхода к поставленной задаче;
❖ Обеспечить условия для развития у детей навыков работы в команде,
умения принимать ответственные решения, от которых зависит общий
творческий процесс;
❖ Создать условия для речевого развития детей (обогащение словарного
запаса
через
овладение
научными
терминами,
названиями
оборудования, названиями процессов в компьютерных программах при
создании мультфильма).
Планируемые результаты:
На конец первого года обучения дети могут знать и уметь:
➢ правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов;
➢ название и назначение инструментов для работы с бумагой и
пластилином;
➢ способы соединения деталей из бумаги и пластилина;
➢ особенности материалов техники анимационной деятельности;
➢ определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
➢ пользоваться
инструментами
и
графическими
материалами
(карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и
цветной бумагой; перьями и палочками);
➢ различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
➢ передавать движения фигур человека и животных;
➢ проявлять творчество в создании своей работы.
➢ владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;
➢ имеет представления о причинно-следственных связях;
➢ знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.
15
2.2. Второй год обучения (5 – 6 (7) лет)
Цель: создание короткометражных рисованных, пластилиновых объемных
мультфильмов через развитие у детей старшего дошкольного возраста
личностного
самоопределения
стремительно
и
развивающимся
самореализации
по
информационным
отношению
к
мультимедийным
технологиям и ресурсам.
Программное содержание:
❖ формировать
основы
изобразительной
грамоты
(лепки)
и
художественные навыки;
❖ формировать определенные навыки и умения; закреплять их в
анимационной деятельности;
❖ обучать различным видам анимационной деятельности с применением
различных художественных материалов.
❖ развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные
способности личности ребенка;
❖ развивать
художественно-эстетический
изобретательность,
логическое
мышление
вкус,
и
фантазию,
пространственное
воображение.
❖ воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
❖ обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и
участие в мероприятиях.
На конец второго года обучения дети могут знать и уметь:
➢ правила безопасного поведения;
➢ название и назначение инструментов для работы с объемной анимацией;
➢ передавать
объем
и
движение
через
применение
техники
перекладывания;
16
➢ владеть основами изобразительной грамоты;
➢ комбинировать
различные
приемы
работы
для
достижения
поставленной художественно-творческой задачи;
➢ добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема
предметов;
➢ проявлять
художественно-эстетический
изобретательность,
логическое
мышление
вкус,
и
фантазию,
пространственное
воображение;
➢ применять различные художественные материалы с учетом вида
анимационной деятельности;
➢ владеть
простейшими
навыками
работы
с
фотоаппаратом
и
компьютером;
➢ способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
➢ умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
➢ способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь
разрешать конфликты;
➢ способен различать добро и зло, отличить фантастическое от реального
примерять на себя разные роли.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Формы и режим занятий
Программа предполагает систему занятий, педагогические средства,
обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень
полученных знаний, умений и навыков.
17
Для работы студии выбраны наиболее приемлемые формы проведения
занятий и организация. Чередовать беседу с игрой или просмотром видео.
Помогать обучающимся организовывать рабочие места в студии, четко
ставить цели и задачи, нацеливать на выполнение работ последовательно и
аккуратно, проводить сравнительный анализ работ.
Занятия включают в себя: упражнения по рисунку и лепке из пластилина,
использование конструкторов, кукольных персонажей, природного и
бросового материала. Обучающиеся знакомятся с их свойствами и
изобразительными возможностями.
В процессе творчества, дети познакомятся с лучшими фильмами мировой
и советской анимации.
Первый год
Дети 4 – 5 (6) лет
обучения
Второй год
Дошкольный
20 минут
возраст
Дети 5 – 6 (7) лет
обучения
Старший
25 минут
дошкольный возраст
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебновоспитательных задач программой предусмотрено проведение теоретических
и практических занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, круглых
столов, театрализаций, мультимедийных занятий с просмотром
иллюстративного материала и мультипликационных фильмов.
Основная форма работы – практические занятия.
Практическая часть состоит из следующих разделов:
Тематическое рисование (рисунок по заданной теме) и рисование с
натуры.
18
Дети выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции,
проводят подготовительную работу (эскизы, наблюдения, наброски и
зарисовки, воплощение). Рисование воспитывает организованность и
внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет
глубже понять конструкцию предмета и закономерности его строения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин,
бумага, песок и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними.
Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие
и т.д.
Компьютерное преобразование и художественное оформление
мультипликационного фильма.
Обучающиеся учатся снимать, соединять отдельные части сюжетов,
анимировать их с помощью компьютера, монтировать, делать запись
закадрового текста – озвучивание.
Занятия включают в себя: упражнения и задания по технике линии и
тушевки; определенной манере рисунка, письма, лепки; способы
использования тех или иных материалов (бумага, краски, пластилин и т.д.) в
соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся
предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.
3.2.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы
Запись и демонстрация мультфильмов, созданных детьми, в детском саду
и дома.
19
3.3. Структура учебного плана
«Мультстудия «Сиреневая детская мультипликация»»
для детей от 4 до 7 лет
№
Вид
п/
ДОП
п
Количество
занятий
учебных
месяцев
Кол-во
учебных часов
Колво
детей
Итого
часов
в неделю
в
на одну
месяц
учебную
1.
«Мультстудия
«Сиреневая
детская
мультипликация»»
Подгрупповые
группу
8 месяцев
Октябрь Май
1
7-12
4
для детей 4 до 7 л.
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1. Календарно-тематический план
Примерное годовое планирование программы «Мультстудия
«Сиреневая детская мультипликация»»
Обучение с октября по январь
№
Наименование тем
п/п
Количество
занятий
1
«За кадром мультфильма»
2
2
«Сказочный мир»
2
3
«Эмоции и речь»
1
4
«Нарисуем сказку»
3
5
«Пошаговый мультфильм»
2
20
6
«Живая открытка»
1
7
«Предметная анимация»
1
8
«Пластилиновая анимация»
2
9
«Лего анимация»
1
Всего занятий в год:
15
Обучение с февраля по май
№
Наименование тем
Количество
п/п
занятий
1
«Мультипликация»
1
2
«Кукольная анимация»
1
3
«Песочная анимация»
1
4
«Плоскостная анимация»
1
5
«Сыпучая анимация»
1
6
«Лего анимация»
1
7
«Создание мультфильма»
8
8
«Объёмная анимация»
1
Всего занятий в год:
15
3.4.2. Перспективное планирование
Обучение с октября по январь
Тема
Содержание
«За кадром мультфильма»
Что такое мультфильм?
Знакомство с мультстудией и правила безопасности в ней;
обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка;
Практическое занятие. Знакомство с процессом съемки.
Дидактическая игра «Лови момент».
21
Анимационная техника и
Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр
материалы
отрывков из первых анимационных фильмов. Знакомство
детей с различными анимационными техниками;
Знакомство с материалами, с помощью которых можно
изготовить мультфильм.
Этапы создания
Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма:
сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; обсуждение
данных составляющих на примере мультфильма
Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр
мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по
созданию мультфильма на бумаге. Знакомство с
компьютерной программой для создания мультфильма.
Персона мультфильма
Рассказ о профессиях мультипликатор. Подвижная игра
«Отгадай профессию». Знакомство детей с характеристиками
персонажа (характер, мимика, жесты, движения);
«Сказочный мир»
Сюжет.
Знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка,
развязка, заключение); создание сюжета совместно со всеми
детьми, используя созданных ранее персонажей; обучение
технике раскадровки
Декорации.
Изучение способов изготовления декораций; знакомство с
различными материалами; изготовлений декораций по
придуманному сюжету
Оборудование для съёмки
Знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки
мультфильма; обучение технике безопасности в Мультстудии;
съёмка мультфильма по заранее написанному сюжету
«Эмоции и речь»
Беседа на тему эмоциональных проявлений людей в
Наши эмоции. Озвучка
различных ситуациях; работа перед зеркалом и изучение
мультфильма
собственных эмоций; Продолжение съемки мультфильма;
озвучивание и монтаж мультфильма; просмотр мультфильма,
обсуждение проделанной работы;
22
«Нарисуем сказку»
Мультфильм
Разбор сюжета сказки; определение персонажей, декораций.
«Репка» или «Заюшкина
подготовка персонажей и декораций; покадровая съемка
избушка»
сказки; озвучивание, монтаж видео.
«Пошаговый мультфильм»
Мультфильм
Придумывание сюжета сказки, его персонажей
«Зимняя сказка»
и их характера. Определение персонажей, декораций.
Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка
сказки. Озвучивание, монтаж видео.
«Живая открытка»
«Видео открытка
Определение сюжета поздравления.
для мамы и папы»
Подготовка декораций, персонажей.
Покадровая съемка сказки.
Озвучивание, монтаж видео. Показ.
«Предметная анимация»
«Моя история»
Придумать сюжет, раскрывающий жизнь какого либо
персонажа. Подготовка персонажей, декораций.
«Пластилиновая анимация»
«Приключение в …»
Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их
характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка
персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки.
Озвучивание, монтаж видео.
«Лего анимация»
«Однажды в детском саду»
Придумывание сюжета м.ф, его персонажей. Определение
декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая
съемка.
23
Обучение с февраля по май
Тема занятия
Содержание
«Мультипликация»
«Мир мультипликации»
Повторение разных видов анимации, профессии в
мультипликации. Игра «Расскажи о …»
«Кукольная анимация»
История кукольной
Просматривают кукольные мультфильмы. На готовых и
анимации
установленных декорациях расставляются персонажи
мультфильма.
«Песочная анимация»
Рисование на песке
Постройка игрового пространства. Основные техники
Ожившие картины
песочного рисования.
«Плоскостная анимация»
Знакомство с новым
Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм,
видом анимации
сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок»).
Игра «Фантазеры»
«Сыпучая анимация»
Знакомство с новым
Совместно сочиняют занимательную историю, пробуют ее
видом анимации
воплотить. Игра «Фантазеры»
«Лего анимация»
Фигурки в мультфильмах
Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора
«Лего». Пробуют снимать используя лего-человечков
«Создание мультфильма»
Выбор сюжета для
Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию.
пластилинового
Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с
24
мультфильма. Работа по
использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка сценария
подготовке сценария
первого мультфильма.
мультфильма.
Сказка
Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в
микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур,
моделирование поз и мимики.
Озвучиваем мультфильм.
Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка
Монтаж.
кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются
персонажи мультфильма. Осмотр материала съемки. Речевая
разминка «Эхо» Учатся выразительно произносить закадровый
текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по
смыслу музыку.
«Объёмная анимация»
Подготовка
Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к
пластилиновых и
мультфильму: различные фоны, на которых происходит
бумажных героев, кукол.
действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на
Подготовка декораций из
специальном станке. Работа по конструированию декораций
различных материалов
проводится в парах.
3.5. Материально-техническое обеспечение
Профессиональный универсальный мультстанок. Зона декораций,
позволяет быстро сменять сцену, фоновые заставки и декорации; есть
возможность установки многослойного фона. Своеобразная форма зоны
декораций
изолирует
съёмочное
пространство
от
внешней
среды.
Вращающаяся сцена и дополнительные посты (места установки съёмочной
25
камеры) дают уникальную возможность съёмок с разных ракурсов, делать
панорамную съёмку, съёмку ближнего и дальнего планов. Вращающиеся
вспомогательные кронштейны позволяют размещать объекты в пространстве,
а также снимать движения: полёт, бег, падания, прыжки и т.п. Камера с
высоким разрешением позволяет сделать чёткие и сочные кадры. Микрофон,
встроенный в камеру или ручной, даёт возможность озвучить мультфильм.
Лампа на штативе является дополнительным источником освещения. Этот
мультстанок даёт возможность для творчества детей до 10 человек.
❖ Программное обеспечение (ПО).
В основе ПО лежит принцип наглядности, то есть основные опции
вынесены на главный экран, и результат каждого действия в студии или
программе тоже отражается сразу на главном экране. Позволяет методом стопкадра захватывать фотоизображение, создавать титры, накладывать музыку,
записывать авторский текст, функция кальки даст возможность отследить
предыдущий кадр и соблюсти плавность движения предмета. Русскоязычный
интерфейс. Процесс создания мультфильма в этой программе очень
увлекательный и нетрудоёмкий.
❖ Компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж
осуществлялся в программе Movie Maker).
❖ Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления
мультфильма).
❖ Художественные и иные материалы для создания изображений
(бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и
другие).
❖ Флеш-накопители для записи и хранения материалов;
❖ Проектор с экраном или монитор компьютера.
26
IV. Используемая литература
1. Анофриков П.И. Принцип
работы
детской
студии
мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск»
/ П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008.
2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. –
Ярославль, 2004.
3. Зейц, М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/М.В. Зейц.М.: ИНТ, 2010.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2010.
5. Золотарева А.В., Страдина Е.А. Понятие и структура техносферы
учреждения
дополнительного
образования.//Ярославский
педагогический вестник. – 2012.
6. Иткин, В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2006.- № 1.-с.52-53.
7. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы.
Методическое пособие. М.,2013.
8. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.
Курдюкова. – М, 2007.
9. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду,
2006.
10.Охлопкова С.Ф,, Иванов М.А., М.А. Мультфильм своими руками/
Научно-методический электронный журнал «Концепт, - 2016.
11.Энциклопедия отечественной мультипликации/ сост. С,В.Капкова._
Москва: Алгоритм, 2006.
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):
− Хитрук Ф. «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация».
− Норштейн Ю. «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане»,
«Сказка сказок».
27
− Татарский А. и студия «Пилот». «Следствие ведут колобки».
− Назаров Э. «Жил был Пес».
− Алдашин М. «Рождество», «Букашки.
− Иванов-Вано И. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане», «Мойдодыр».
− Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам
по себе»;
− Котеночкин С. – «Ну, погоди!»
28
Приложение
Протокол результатов мониторинга обучающихся
(первый год обучения)
Название программы: Мультстудия
Ф. И. О. педагога:
Группа:
Дата проведения:
№ Ф. И.
ребен
ка
Форма проведения:
Вид мониторинга
Содержание аттестации (критерии знаний)
Знание
Виды мультипликации
начальных
сведений из
истории
возникновения и
развития
мультипликации
Знание
этапов
создания
м.ф.
Содержание аттестации (критерии
умений)
Применять
Изготавливать Определять
различные
Персонажей порядок
виды
м.ф
действий,
декоративпланировать
ного
этапы своей
творчества
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
29
Протокол результатов мониторинга обучающихся
(второй год обучения)
Название программы: Мультстудия
Ф. И. О. педагога:
Группа:
Дата проведения:
Форма проведения:
№ Ф. И.
ребенка
Вид мониторинга
Содержание аттестации (критерии знаний)
Содержание аттестации (критерии умений)
Знание видов
мультипликации
Умение
представлять и
защищать свои
творческие
работы
Знание
профессий,
связанных с
мультипликац
ией
Знание
этапов
создания
м.ф
Умение
самостоятельно
создавать
мультфильм
Умение
работать в
коллективе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
30