Мы учимся экспериментировать
Мир,
который окружает детей полон удивительных и разнообразных явлений. Маленькие исследователи
жаждут новых впечатлений от живой и неживой природы. Стремление наблюдать и
экспериментировать сопровождается у ребят сильным желанием проявить
самостоятельность в поиске новых знаний. Однако зачастую взрослые окружающие
его, проявляют чрезмерную опеку, а сами почемучки испытывают недостаток
накопленных знаний, умений и навыков, необходимых для независимости во всех видах
деятельности.
В младшей
группе детского сада мы постепенно формируем новые отношения, основанные на
сотрудничестве детей и взрослых. Вместо передачи опыта в готовой форме, любознайкам
предоставляется возможность его приобретения. Развитие познавательной
деятельности, формирование и расширение представлений об объектах окружающего
мира, их качествах и свойствах осуществляется через практическую опытно-экспериментальную
деятельность во время занятий, прогулок, самостоятельной, трудовой,
художественной и продуктивной деятельности.
Экспериментирование
способствует активному развитию мыслительных способностей наших малышей. В
процессе наблюдений за объектами природы, опытов и экспериментов воспитанники
группы «Радуга» анализируют, обобщают полученные сведения, сравнивают их, делают
элементарные выводы. Открытие информации для ребят постигается методом проб и
ошибок, поэтому мы стараемся хвалить юных экспериментаторов, учим их не
останавливаться на достигнутом, а продолжать исследование, даже тогда, когда
что-то не получается с первой попытки.
При
организации опытно-экспериментальной деятельности мы учитываем возрастные и
индивидуальные особенности воспитанников группы: любознательность, проявление
самостоятельности, непроизвольность памяти, формирование образного мышления,
высокую эмоциональность, активное развитие речевой деятельности.
При
проведении опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе широко
используется личностно-ориентированный подход, который осуществляется через
выполнение воспитанниками заданий разных уровней или распределение действий по
подгруппам. Исходя из уровня самостоятельности каждого ребенка в процессе
экспериментирования, одной группе дается задание на выполнение опыта без помощи
взрослого, в то время как другой группе предоставляются подробные инструкции и
обсуждается последовательность действий. Для детей, которые испытывают
неуверенность при выполнении практических действий, демонстрацию опыта или
эксперимента проводит взрослый или более опытный ребенок.
Для
профилактики переутомления и поддержания позитивного настроя в ходе
экспериментирования мы широко применяем следующие методы: динамические паузы,
пальчиковую гимнастику, подвижные и дидактические игры, разучивание стихов,
разгадывание загадок, исполнение песен, прослушивание музыки, рассматривание
иллюстраций.
В
течение учебного года дети младшей группы провели разные опыты и эксперименты:
«Узнаем какая вода», «Поиграем с солнышком», «Чудесный мешочек», «Свойства
песка», «Что в коробке?», «Легкий-тяжелый», «Горячо- холодно», «Окрашивание воды», «Изготовление
цветных льдинок», «Плавает-тонет», «Бумага, ее качества и свойства», «Древесина,
ее качества и свойства», «Что в пакете», «Опыты со статическим электричеством»,
«Электрокартошка», «Опыты со снегом и льдом», «Проращивание семян с водой и без
воды», «Цветочный сад» и многие другие.
В
процессе опытно-экспериментальной деятельности дети развивали представления о
свойствах и качествах объектов живой и неживой природы; формировали способность
самостоятельного исследования предметов; учились использовать в исследованиях
лупу, сито, свечу, формочки; совершенствовали мелкую моторику и координацию
движений; развивали визуальное, слуховое, сенсорное восприятие, внимание,
память, речь; создавали дружескую атмосферу в группе во время проведения
исследований, старались помогать друг другу советом или делом.
Просмотров всего: , сегодня:
Комментарии (0)
Новый комментарий
Новый комментарий