Детская стройплощадка. Группа "Радуга"
Сегодня мы с воспитанниками группы «Радуга» хотели бы поделиться с вами опытом нашей работы с уличным ростовым деревянным конструктором.
В сентябре 2023 года для воспитанников средней группы наступил первый долгожданный день игры с кубами на детской стройплощадке. В возрасте 4-5 лет многие из ребятишек росточком-то чуть выше кубов, а им предстояло их носить, передвигать и строить.
Несмотря на это, детям игры с ростовым уличным конструктором очень понравились. Этот день был для них самым интересным, веселым и увлекательным, потому что они оказались в условиях свободной игры, где нужно было все сделать самим без подсказки и помощи взрослого. У детей появилась возможность строить в рост, когда единицей постройки, которую они создавали для игры оказались они сами. Следует отметить, что необъятное пространство улицы хорошо способствует тому, чтобы ребенок жил в масштабе собственного тела и мог реализовать любые идеи.
Дети трудились без устали, многократно совершая те или иные действия, в которых испытывали реальную потребность: они что-то переносили, волочили, переворачивали, перепрыгивали, перелезали, перетаскивали, спрыгивали, балансировали, самостоятельно принимали решение, искали выход из той или иной ситуации, придумывали собственные варианты, делились идеями и находками.
Конструкции строились, перестраивались, состав трудящихся менялся по ходу дела, пока детская задумка не превратилась в реальную постройку.
После игры ребята убрали самостоятельно весь стройматериал на место.
Хочется отметить, что в ходе игр с кубами у воспитанников группы «Радуга» появились свои правила, которые они стараются соблюдать, а именно:
1. Освободить пространство для игры.
2. Носить малые кубы по 4 человека, а большие по 6 человек, так как они тяжелые.
3. Брать сначала кубы, которые находятся ближе или внизу, а потом доставать кубы сверху.
4. Помогать друг другу.
5. Прислушиваться к мнению друг друга.
6. После игры убрать за собой.
Первые детские модели были очень простыми: дом, стол, стул, кровать, пирамида, башня, горка. Казалось, что дети осваивают одну из форм пространственного моделирования по приписыванию, когда у ребенка при выполнении некоторых действий, вдруг что-то начинает получаться, а он и не ожидал. Например, получается пирамида, а он как раз ее и строит.
Дети пробовали применять в игре и моделирование по тексту, когда пытались построить какую-нибудь историю или сказку, услышанную в детском саду или дома, потом используя построенное пространство рассказывали ее.
В течение года ребята взрослели, постепенно расширяя свои представления об объектах окружающего мира, вследствие чего, стали усложняться идеи, фантазии и модели конструирования. Дети начали строить свои модели по представлениям, а потом и по наблюдениям из личной жизни или экскурсий; воплощать в постройках ответы на проблемные вопросы; моделировать объекты познавательно-исследовательских или творческих проектов, тематических недель; пробовали моделировать по схеме, заранее зарисовывая инструкцию строительства.
Хотелось бы отметить, что к концу учебного года у детей наблюдается динамика необходимых для моделирования мыслительных операций и действий. Они стараются создавать простые ритмы в моделях, симметрию в постройках, заменять одну большую деталь несколькими малыми и наоборот, использовать перекрытия для увеличения устойчивости построек, находить оптимальные конструктивные решения.
Все игры с уличным деревянным ростовым конструктором мы фотографируем и обязательно делимся с нашими родителями, рассказываем и показываем им, что моделирование развивает мышление, усидчивость, творчество, воображение, креативность, сосредоточенность, познание физических законов (например, как сделать постройку более устойчивой), коммуникативные навыки, такие личностные качества, как взаимовыручку и взаимопомощь, а также физические качества: силу, ловкость, быстроту и выносливость.
Во время прогулки дети много строят, осуществляя индивидуальные замыслы, проверяя свои представления. А вечером воспитатель погружает юных конструкторов в рефлексию, развивая способность анализировать свои поступки и действия через объяснения, через рассказ как это все происходило, отражая детский опыт в слове во время индивидуальной беседы или общего разговора, в рисунке, фотографии, видео. Рефлексия позволяет вычленить в потоке игры значимые фрагменты, ситуации, указывающие на переходные состояния, затруднения, появление нового. Регулярная рефлексия помогает избежать рисков, найти пути решения той или иной проблемы, помогает выстраивать отношения между детьми, так как в ходе игры они стремятся переходить от невозможного к посильному, от простого к сложному и наоборот, от привычного к интересному, от разобщенности к совместной деятельности. Без рефлексии содержание игры развивается очень медленно, дети быстро теряют интерес к общему делу, к мобильным элементам и конструкциям.
И последнее на чем хотелось бы остановить ваше внимание – это риски, то есть противоречия, которые возникают между возможностями и внешними обстоятельствами при внутренней необходимости действовать. Риски в игровой деятельности с мобильными конструкциями на улице можно рассматривать с трех позиций:
- риски ребенка: хочу, но не смогу; хочу, но боюсь; хочу, но нельзя; я должен, но мало времени;
- риски воспитателя: страх за жизнь и здоровье ребенка; ответственность перед родителями;
- риски родителей – это их собственные страхи; страх доверить ребенка; незнание возможностей своих детей.
Чтобы жить в условиях допустимого риска необходимо развивать способность ребенка работать на удалении от взрослого, чтобы у него была возможность не только усложнять, но и упрощать препятствия, возможность вступать в диалог с окружающими по поводу реализации возникающих идей, а игровое пространство было насыщено разными мобильными элементами для конструирования.
Представляем вашему вниманию некоторые работы фантазеров-конструкторов группы «Радуга».
Просмотров всего: , сегодня:
Комментарии (0)
Новый комментарий
Новый комментарий