Консультация для родителей "Знакомство с геометрическими фигурами"

27.11.2019

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одним из важных направлений работы является ознакомление детей со свойствами объектов окружающего мира (форма, цвет, количество).

Сегодня мне бы хотелось поговорить о форме. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, при использовании которых человек может определить форму какого-либо предмета и его частей. Формирование эталонов – это одно из ключевых направлений в младшем дошкольном возрасте. Второе направление работы с геометрическими фигурами – это исследование их свойств, основных закономерностей в их построении.

Познание геометрических фигур и их свойств позволяет им более точно воспринимать форму окружающих предметов. Это положительно отражается на продуктивной деятельности детей (рисовании, лепке, конструировании). Это еще раз подтверждает тот факт, что возникновение геометрии было обусловлено именно практическими потребностями людей.

К трехлетнему возрасту ребенок начинает отличать геометрическую фигуру от предмета, выделяя его форму. Он начинает воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путём, проводя рукой по контуру. В процессе обучения детей в образовательной деятельности каждая фигура познаётся в сравнении с другой. Ребёнок воспринимает фигуру, абстрагируясь от цвета и размера, выделяя лишь форму. Но зрительное восприятие остаётся беглым, в силу этого дети путают схожие фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник. Вот почему так важно подбирать игры, направленные на закрепление полученных знаний, рефлексировать полученные знания на примерах из повседневной жизни.

Эталоны окончательно закрепляются лишь к 5 годам. В старшем дошкольном возрасте дети способны уже классифицировать, систематизировать, упорядочивать предметы по форме.

Большое значение в формировании геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию геометрических фигур. Например, из двух треугольников составить квадрат.

Организация игр с наборами геометрических фигур, разнообразным строительным материалом, геометрической мозаикой, помогает закрепить знания о разнообразных геометрических фигурах, выучить их правильное название.

При работе со строительным материалом дети знакомятся с названиями и свойствами объемных геометрических фигур шаром, кубом и цилиндром. Многократно называя эти фигуры в ходе конструирования и в повседневной жизни, дети постепенно привыкают к названиям этих фигур, запоминают название. Также закрепление полученных знаний об объемных фигурах проходит в продуктивной деятельности, а именно лепке из пластилина или глины.

Прием наложения и приложения, так эффективный в младшем возрасте, широко используется в игрушках вкладышах. Ребёнку необходимо найти место для каждой фигуры на доске. Прикладывая он делает выводы о том, почему та или иная фигура не помещается в окошечко.

Упражнения на группировку фигур по цвету и размеру, а также по форме, удобно проводить с «Логическими блоками Дьенеша».  Эта развивающая игра рассчитана на детей с 3 до 7 лет, то есть на весь дошкольный период.Диапазон использования блоков — от простого конструктора и мозаики, до решения интеллектуальных логико-математических задач. Каждый из 48 блоков уникален, обладая определенных наборов свойств, что позволяет его выделить среди других. К блокам  есть красочные альбомы с заданиями. Альбомы для младшего дошкольного возраста как раз способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах. Ребенок анализирует предлагаемое изображение, выбирает из набора необходимую по цвету, размеру и форме, фигуру и размещает её в альбоме.

В закреплении представлений о геометрических фигурах и их свойствах также эффективны игры со счетными палочками. Ребёнку необходимо выложить из палочек геометрическую фигуру, забор, составить прямую. Также счетные палочки знакомят ребенка с понятием «отрезок».Хочу такой сайт

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Необходимо развить у ребенка умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма предмета. Для начала учим ребенка называть форму предметов, окружающих его в повседневной жизни. Важное условие – предлагаемые предметы должны иметь четко выраженную форму (блин, монета, пуговица – круглые; платок, салфетка, печенье – квадратные). Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В таких упражнениях мы подводим детей к логической операции – классификации предметов. Следующий этап – это определение формы деталей, из которых состоит предмет. Ребенок зрительно расчленяет предмет на части, а потом воссоздает его из деталей. Например, у грузовика колеса круглые, кабина квадратная, а прицеп прямоугольный. Эти умения необходимы для конструирования.

Здесь также отлично работают упражнения с блоками Дьенеша. Работая с изображениями в альбоме, ребенок видит схожесть деталей изображения с той или иной геометрической фигурой. Крышу у домика необходимо выложить из треугольников, значит она треугольная, а колеса из кругов, значит они круглые.

Блоки можно классифицировать по одному, двум, трем или четырем признакам одновременно. Например, «выбери только круги», «выбери только большие/маленькие круги», «выбери только красные большие круги», «найди большой, красный, толстый круг». Это позволяет постепенно усложнять задания.

Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2019

Дата обновления: 27.11.2019

Дата публикации: 27.11.2019

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».