19.03.2020
Дидактическое
пособие «Сенсорные бутылочки» для развития когнитивных способностей младших
дошкольников
Порой кажется, что в
дошкольном возрасте формирование познавательных действий у ребёнка неотделимо
от процесса его взросления, что маленькие «почемучки» без конца задают вопросы
обо всем, интересующем их. Однако, память в дошкольном возрасте кратковременна
и услышанный факт, даже вызывающий удивление, быстро забывается, уступая место
другой информации. Или возможен еще другой сценарий развития событий. Ребёнок,
совершая какое-то привычное действие, вдруг получил иной результат, что-то
пошло не «по сценарию». Например, после рисования синей краской ребенок забыл
промыть кисть и окунул ее в желтую краску. Тут, вспомнив свою оплошность, он
начинает промывать кисть в баночке и видит, что вода окрасилась в зелёный цвет.
Увиденное вызовет у ребенка удивление, радость, пробудит дальнейший интерес к
смешиванию красок и получению новых цветов. Таким образом, мы видим, что
знания, полученные опытным путем, «в деятельности», вызывают у ребенка
эмоциональный отклик, желание вновь и вновь совершать открытия, то есть
приводят к накоплению и расширению опыта.
Идея создания данного
дидактического пособия появилась во время проведения в нашей группе недели
опытов и экспериментов. В младшем дошкольном возрасте детям трудно самим, без
помощи взрослого, придумать и провести опыт. А опыт, проведенный со взрослым,
быстротечен во времени, не всегда доступен для понимания младшему дошкольнику.
Таким образом, в нашей группе появилась потребность в наборе пособий для
опытно-экспериментальной деятельности, который дети могли бы использовать
самостоятельно и многократно.
Дети совместно с
родителями изготовили дома сенсорные бутылочки. Каждая бутылочка демонстрирует
ребенку какое-то физическое явление, позволяет сделать вывод, проведя
самостоятельное наблюдение. Некоторые бутылочки работают в паре. Есть также
бутылочка в виде песочных часов с нестандартным наполнением.
Вот какие бутылочки мы
создали:
·
Жидкое мыло и паетки.
·
Вода и паетки.
·
Бусины в бутылочке с водой.
·
Бусины в пустой бутылочке.
·
Вода и мыло.
·
Вода и песок.
·
Цветная вода и растительное масло.
·
Пенопласт в пустой бутылочке.
·
Пластмассовые и металлические предметы в
бутылочке с водой и магнит.
·
«Песочные часы», внутри которых песок и бусины.
Дети восприняли новую
игру с удовольствием. Внимание было уделено каждой бутылочке, ее сначала
презентовали, а затем каждый получал возможность повзаимодействовать с ней.
Дети наблюдали, сравнивали, анализировали, делали выводы. Главное достоинство этих
бутылочек - возможность их многократного
использования. Ребята с радостью вновь рассказывали о своих изобретениях и
открытиях тем товарищам, которые были на больничном или в отпуске.
Теперь о том, какие же
выводы позволили сделать детям наблюдения за сенсорными бутылочками.
Марина:
«В мыле блестяшки падают долго как снежинки, а в воде быстро»
Саша
Б.: «Вот это да! Пенопластины прилипают на бутылочку, когда ей трешь об себя»
Аня:
«В пустой бутылке бусины шумят, как погремушка получается. А та где вода тише»
Катя
Б.: «Песок плавает в воде и оседает на дно, как в море. Вода снова чистая»
Самсон,
взбалтывая бутылочку с водой и мылом: «Смотри, это пена! Как в ванной»
Митя:
«Масло и вода не может дружить»
Никита
и Калерия, работая с магнитом и бутылочкой, в которой разные предметы: «Эти –
ага! А эти – бум!», «Да, они примагничиваются (про шурупики, гаечки, болтики,
монетку»
Элина
о песочных часах с бусинами: «Бусины большие. Они в дырку не пролазиют, а песок
сыплется»
Каролина:
«Блестки как снежинки опускаются, а бусины как камешки – бах и всё»
Мы можем заметить, что
работа с данным дидактическим пособием способствовало не только развитию
познавательных действий, но и речевому развитию. Каждый раз ребенок вынужден
подбирать наиболее точные слова, отражающие полученные впечатления, делать
выводы, иногда некорректно употребляя слова, но в целом выражая свои мысли и
чувства посредством речи.
В заключении мне бы
хотелось выразить благодарность родителям моих звёздочек. Спасибо Вам за
неравнодушие, за постоянное участие в жизни группы, за положительный отклик на
наши инициативы и задумки!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2020
Дата обновления: 19.03.2020
Дата публикации: 19.03.2020
Комментарии0
Новый комментарий