Положение о внутреннем должностном контроле

Myununna,rrHOe 6roANeIroe

AOIIIKOJIbHOe

o6uepa:B[Balouero BilI,a c
o6pasonareJlbHoe rryexAeHl{e Aercxufi ca4

rrpr4opr4TerHbrM OCyuIecrBJIeHI{eM AeflreJIbHOCTu

Ns 109
no su:uuecKoMy pa3BI'ITI{IO BOCnI4TaHnuros

6 mdoY1O9@Yandex'ru

IPLIHJTTO:

IOY tercrufi

pa6otrnror
Ns 109
cal
MEIOY aercxr'rfi
NeZflpororor

O6ruut',I co6pauraervt

a

',,'.'&)-2-g--rr/'4

caa

N

109

E.B.

Dt'20

r.Ng

liT

TIOJIO}KEHLIE

o BHyTPEHHEM (AOJIXHOCTHOM) KOHTPOJIE
MEAOY Aerqcuft caa

'

loJlo)fieHl{fl

l.O6urue

1.1.

Jlb 109

c @eAepalbHblM
Hacrosuee floloNenne pa:pa6orauo B coorBercrBllu

3aKoHoM

or 8 4erca6pr 2020 ro4a' flpuxa:ou
@egepauurz>
29.12.2012r <06 o6pa:oeaHr.ru s1roccraftcroft
" "rr"n"t*uu
ratolrr 2020 r'
MuuucrepcrBa flpocBeueHu-fl PO or 31
AefTenbHocTII no ocHoBHbIM
llopr,^ra op|aHlu,aql{I{ I4 ocy,uecTBrreuna o6pa:ogarelrHoft

Ns273_o3

or

N9 373 <06 yreepx

o6pa.:onanur>' flpuuepnrtv

-

o6pa:onareJrbHbrM [pofpaMMaM AOrnKOJrbHOro
yrpexAeHl{fi' [ucrltouMnuo6paronanu-a
lesreJlbHocrlr o6p*o"u"JIbHbIX
pyxonoAurelel
"
o6ecueqemau AorlxtHocrHoro KoHrporul
22'06-147 ,
o6pa:onarenrrr"r*
*o'i*.rln"4u'uoe
rloroNe'rre pa:pa6oraHo c uerlbro v1"p"1"^::.- 'i'*'.::1-11u#*"':.Xg""ffI#iff*
o6pa:onarentrnou y{pexaeHl4l'I
AeflTeJIbHOCTII B AOIUKOJIbHOM
BocrII4TaHI4t'
xourponr) cooTBeTaTBr4t . o6pa:onarenruofi3aAatIaM
o6ueo6pasoeare*'Hoft flporpaMMbl AoluKonbHofo
o6qerocyAapcrBeHHblM ycraHoBKaM, uan"*

Poccun

or

07.02.01

ffi'r'""r

il;'

"--

6"-*"["""#J1ffilT.:il""rxT:l#li1ii";"0'"'*"o"_
aAMr,rHr{crpuq*f

3aBeAvlouero

r::r:T::"T".-ffff"nu,,o"'
B qacrl' ocyuecrBneHur
c.reu"aluctoB

roY'

xourpol'roil

"r-*
pa6oruurauu', creuuiulltcTaMl'{ 14 ApytI',IMI4
e€ esauraoAe ficrsul, C neAarofl'IrrecKl4Ml4
rrprrHqr4nbr
OrrpeAenfer
le{TeJrbHocrr4
coTpyAHIlKaMX AercKoro ca.4a'
aturv3a. cocrof,Hl4t o6pa-:onarelluofi

:auecrurerefi 3aBeAyrouero (aa,,ree
14

1.4. BnYrPeHunfr

KoHTPoJrb
.[eflTeJIbHOCrI4, ocHoBHbIX pe3ynbTaToB
[poBeAeHI4e 3aBeAy]oUII4M,

nrasHrrfi r4crorrHr{K nn$oprvraunr.r AJIf,
.
(lzuree roHrpom)
oa"r*urorrra [oY.lloa BHyTpeHHI{M KOHTpoJIeM

IIOHI4Maerct

pyKoBoAcrBa 14 KoHTpont
o6cneAosaH[fi, ocyurecreJl{eMblx B rlopf,AKe
3aMecrLITeJIrMIt [poBepoK, na6nroAeirufi'
po,
PO, uynlruuuuurr4Tera B
cy6lerra
Ir r4Hbrx HOpMarr{BHO-npaBOBbrx aKTOB
3aKoHqAareJlbHblx
pa6orHuxan'Iu
co 6:toAeuIas
ylpaBneutlecKux peurennfi B AoIuKoJIbHoM

ero

o6lacrn o6pasonaHur, a raKxe

lr3yqeHl4e

nocneAcrBllfi npl{rulTblx

o6pa-:onarellHoM fIPex,[eHI{Lr'

l.5.Kourpom[pII3BaHo6ecne.{I4rro6parrryrocBfl3b'

trflBIIfleTcfl.BaxrrefiurrntI4cToqHItKoMrarrtpopuauun,

neO6xOAul,ro[Antyc[eIuHOrO$yurUnOu[pOBaHI'If,cI4CTeMbIylpaBJleHu{BAOIIIKoJIbHOMo6pa:ooarenbHoMyqpeXAeHI'IlI'
a [peAMeroM - coorBercrBlle
AeqrerbHocrl pa6ornuxon [ov'
aKTaM', BKJIIOqat
r.6. ocnosHrrra o6rexro' KoHTpoJr{ f,BJrflercfl
poarraftcxofi(DeAe p'ryw 14 r,rHbrM H.pMarr{BrrbrM npaBoBbrM
coBeTa'
pe3ynbraroB ,rx Aeflrerbrrocrrr 3aKoHoAaranurr"y
lleAaroruqecKoro
pelxeHl'lt
o6pa:oBaTeJIbHOMy yupeNAenrao I1
KoucruryruleI
flpr{Ka3bl, puanop"*anr"-no oolllnon"nortry
KoHTpoJIbHyIo Ae"ien"noc'b' pyKoBoAcTBylorcf,

,{o'Nnocrn'e Jrnqa [OY, ocyliecrBJlf,IolUue
e Pocc'ficxofi
Poccraftcrofi(DeAepauuu,yKa3aMI4np.,"a"",upoccrarcxoroelepauuu,[ocTaHoBJIeHI4{MI,upacllop{XeH]4AMvl
.unoro" Nnzii.bg or 29.r2.20r2r ; HOpMarr{BHbIMI'I ,,paBOBbItt
aKTaMI'I
AercKoro caAa; HacrotIuI'IM
H.pMaTI4BH'IMLI
vcranolr rr JroKuurbHbIMIt
opraHoB y[paBneHr4, oop*o"un"erra;

l.i.

ra

rlpo$eccuoHzlJlbHblMl{ cra'AapraMn'

rapr4e'o-KealuQnxauuoH'brMrr xapaKrepr4crl{KaMra
neo6xoArauofi r't
r{crorrHuKoM-nonyren"r aAMnHl'{crpauuefi [ov
n o'sofi
r.g. BnyrpenHrafi Ko'Tponb flBJrrercfl ocHoBHbrM
pa6oruuxou Aornonu"oro o6pa:onarenu"oao rryexAeHut
Aocraro.rHofi nHQopuauuu o cocrorHr,rr4AerrenbHocrn

froloNeuuerra

l,

14

o6pa:oranm'
npou.oyn nHyipiHner cncreMbl oueHKu KatlecrBa

1.9.

Bnyrpeuuufi

KoHTpoJrb

BnyrpeHHefo KoHTponf ril4oryr

n,{oy

flo [pl'rKa3y 3aBeAylo[rero K ocyuecrBJleHl4lo
ro
*t'oA^ecxux o6tegunenr'rfi' rleAarorl4' a raKxe'
(xotunerenrnue)

ocyurecrBl{er aAMr4Hr{crpauus.

np""nanrr"i{

pyKoBoAI'ITtn"-

cropoHHrie

,o"yiupat"atno-o6uecrseHuorb y[paBJIeHI{f,'
cofJracoBaHr{ro, upeAcraBr{reJrr{ opfaHoB
rpynlbl (TOUnCCUU)'
qI'IcJIe o6teAlrHeHHrte BO BpeMeHHbIe 3KcIIepTHbIe
opmHri3aUl{I4

\I

JrLrIIa,B TOM

1.10.|IoMoUIbMoxeT6rtrrrlpeAocTaBneHaBB[Ae[poBeAeHI{',[poBepoKnooTAeJIbHbIMHa[paB[eHI4'M
B rrpoBeAeHr4r4 KOHKpeTHbIX rlpoBepoK' KOHCyJIbrI',IpoBaHr4W'
cuequurJrrrcroB

KOMrrereHTHbrx
rnalu$UXaUne['
AeflTeJrbHOCTr4, yracrr4fl
KOHTpoJIb' AOnxHbI o6laAarr neo6xoAUlroft
flpraueraelrbte c[eu]4aJrr4cTbl, OCyrqecTBJIfIOUII{e

1.1.
Процедурам внутреннего контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его
проведения.
2. Основные цели, задачи и функции внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль в ДОУ проводится в целях:


соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;




реализация принципов государственной политики в области образования;
исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельностьдошкольного
образовательного учреждения;

защиты
прав
и
свобод
участников
воспитательно-образовательной
деятельности;


соблюдения конституционного права граждан на образование;


соблюдения
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО);

совершенствования
механизма
управления
качеством
образования
(формирование условий и результатов образования);

повышения
эффективности
результатов
воспитательно-образовательной
деятельности;

проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательнойдеятельности.
2.2. Основными задачами контроля являются:

проверка деятельности участников образовательных отношений по реализации государственной политики в
области образования;

выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и
принятие мер по их пресечению;

анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятии мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности деятельности педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения;

инструктирование должностных лиц ДОУ по вопросам применения действующих в образовании норм и
правил;

изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в
организации воспитательно-образовательной деятельности, разработка на этой основе предложений по устранению
негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

выявление ценного положительного опыта работы для последующей его трансляции;

анализ результатов реализации приказов и распоряжений в дошкольном образовательном учреждении;

предупреждение возможного снижения творческой активности работников ДОУ, повышение их
персональной ответственности за результаты работы;

оказание методической помощи педагогическим работникам детского сада в процессе контроля.
2.3. Основными функциями внутреннего контроля в дошкольном образовательномучреждении являются:


информационно-аналитическая;



контрольно-диагностическая;



коррективно-регулятивная;



стимулирующая;




методическая;
рефлексивно-аналитическая.

3. Содержание внутреннего контроля в ДОУ
3.1. Объектами внутреннего контроля являются:

• процессы,
протекающие
обеспечивающий, инновационный);
• деятельность
педагогических
образовательного учреждения;

в

ДОУ
и

(образовательный,
иных

• работа структурных подразделений детского сада;
связи дошкольного образовательного учреждения с внешней средой;

работников

управленческий,
дошкольного

• направления деятельности (методическая работа, экспериментальная деятельность, воспитательная работа,
финансово-хозяйственная деятельность, работас персоналом и т.д.);
•
•

занятия с воспитанниками и различные мероприятия;

•
•
•
•
•

соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;

•
•

режима дня, расписания образовательной деятельности.

•
•

соблюдения порядка проведения мониторинга образовательной деятельности;

•

другим вопросам в рамках компетенции заведующего дошкольным образовательным учреждением.

документальные материалы и др.
3.2. Заведующий ДОУ, заместитель заведующего вправе осуществлять внутренний контроль результатов
деятельности работников по вопросам:
осуществления государственной политики в области образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
использования методического обеспечения в образовательной деятельности;

реализации утвержденных образовательных программ и учебного плана, соблюдения утвержденного
учебного графика;
соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов дошкольного
образовательного учреждения;
организация питания и медицинских услуг в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и
работников детского сада;

3.3.

При оценке деятельности педагогического работника в ходе внутреннего контроля в ДОУ учитывается:

• создание условий в групповом помещении для организации всех видов детской деятельности, воспитательной
деятельности и реализации образовательных программ дошкольного образования;
•
•

выполнение образовательных программ в полном объеме (планирование образовательной деятельности);

•
•
•
•
•
•

уровень знаний, умений, навыков по образовательным областям;

•
•
•

умение корректировать свою деятельность;

соответствие образовательной деятельности требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО);
степень самостоятельности детей;
учет индивидуальных особенностей и способностей детей в образовательнойдеятельности;
совместная деятельность педагога и ребенка:
наличие положительного эмоционального микроклимата;

способность
к
анализу
педагогических
самостоятельному контролю результатов педагогической деятельности;

ситуаций,

рефлексии,

умение обобщать свой опыт;
умение составлять и реализовывать план своего развития.

4. Организационные формы, виды и методы контроля
4.1.

Внутренний контроль - проверка результатов деятельности ДОУ с целью

установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе
приказов, указаний, распоряжений заведующего, а также с целью изучения последствий принятых управленческих
решений, имеющих нормативную правовую силу.
4.2. Внутренний контроль в виде плановых проверок в ДОУ осуществляется в соответствии с планом контроля,
который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок и доводится до членов
коллектива дошкольного образовательного учреждения перед началом учебного года.
4.3. Контроль осуществляется заведующим учреждением и его заместителями, другими специалистами в рамках
полномочий, согласно утвержденному плану контроля, с использованием методов документального контроля,
обследования, наблюдения за организацией образовательной деятельности, контрольных срезов освоения
образовательных программ и иных правомерных методов, способствующихдостижению цели контроля.
4.4.
В зависимости
от характера
и количества
проверяемых
направлений
различают следующие виды внутреннего контроля:

• фронтальный - исследуется вся нормируемая деятельность контролируемогообъекта (продолжительность
фронтального контроля – не более двух недель);
• комплексный – исследуется два и более направлений деятельности объектаконтроля (продолжительность
комплексного контроля – не более десяти дней);
•

тематический – исследуется одно направление деятельности объекта контроля(продолжительность

2

тематического контроля – не более пяти дней).


самоконтроль, взаимоконтроль;



сравнительный, оперативный;



мониторинг.
4.5. Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности как работника в
отдельности, так и педагогов группы и специалистов дошкольного образовательного учреждения в целом.
4.6. Формы фронтального контроля: предварительный, текущий и итоговый.
4.7. Контроль в виде оперативных проверок предполагает сбор информации
«количественного» характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводиться или не
проводиться тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья воспитанников дошкольного
образовательного учреждения и т. д.
4.8. Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и
проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других
граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательных
отношений.
4.9. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, контроль деятельности работников дошкольного
образовательного учреждения проводится в виде тематических проверок (одно направление деятельности) или
комплексных проверок(два и более направлений деятельности).
4.10.
Оперативный контроль дает информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в
процессе целевых посещений или тематической проверки, т.е. он осуществляет функцию регулирования.
4.11. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ
информации об организации и результатах образовательнойдеятельности для эффективного решения задач управления
качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организации
питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение,
диагностика педагогического мастерства и т.д.).
4.12.

В зависимости от времени проведения и последовательности:

• плановый
осуществляется
на
основании
анализа
воспитательно-образовательной деятельности за прошедший год, в соответствии с планом-графиком,
обеспечивающим периодичность и исключающим нерациональное дублирование в организации контроля;
утверждается заведующим ДОУ и доводится до работников ДОУ в начале учебного года.
•
•

внеплановый (оперативный) – проводится не более двух дней по решению руководителя ДОУ;

повторный контроль - исполнение замечаний, ранее выявленных нарушений, предписаний об устранении
нарушений (повторный контроль) (установление полноты и своевременности устранения, выявленных в ходе
проверок нарушений). Внеплановый контроль проводится не ранее истечения срока устранения выявленныхнарушений;

• предварительный (предупредительный) контроль – предварительное знакомство с состоянием дел.
Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии педагогической деятельности
(планируется в начале учебного года).
• текущий контроль – непосредственное наблюдение за воспитательно-образовательной деятельностью.
Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о деятельности работников возрастной группы в
целом, об уровне педагогического этой группе, о стиле работы воспитателя. Этот вид контроля предполагает
посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить,
насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: физическое, познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
•
•
•

промежуточный контроль;

•
•
•
•

заявление соискателя (педагогического работника) на аттестацию;

эпизодический и периодический;

итоговый контроль – изучение результатов работы за полугодие, учебный год и т.д. Итоговый контроль
планируется при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп дошкольного образовательного
учреждения, во втором полугодии).
4.12.1
Основаниями для формирования плана - графика планового внутреннего контроля являются:
дата проведения последней проверки в отношении объекта контроля;
необходимость оказания методической помощи педагогу вследствие низких результатов;

наличие выявленных нарушений в деятельности за предшествующий период (проверка за своевременностью
и полнотой исполнения выявленных ранее нарушений).

4.13.2. Внеплановый (оперативный) контроль проводится в случае:
• обращения физических и юридических лиц о нарушении их

прав и законных интересов (проверка
установления сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей), других
граждан, организаций;

3

•
•
•

урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательных отношений);
представлений и иной информации от органов прокуратуры и правоохранительных органов;

иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о
наличии нарушений.
4.13. По охвату объектов контроля используются следующие формы внутреннего контроля в ДОУ:

• персональный - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагогического работника,
изучение его профессиональной компетентности и ее проявление в основных функциях педагогической деятельности:
формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной,
аналитической, исследовательской. В интегрированном виде уровень реализации функций педагогической
деятельности выражается в профессиональной компетентности педагога и конечных показателях его педагогической
деятельности. Администрация ДОУ, осуществляющая персональныйконтроль, должна установить соответствие между
профессиональной компетентностью педагогического работника и конечными показателями его педагогической
деятельности.
• обобщающий - получение информации о состоянии образовательной деятельности в той или иной возрастной
группе (группах). В ходе обобщающего контроля изучается весь комплекс воспитательно-образовательной работы в
отдельной группе или возрастных группах. Возрастные группы для проведения обобщающего контроля определяются
по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия. Члены педагогического
коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами обобщающего контроля предварительно в
соответствии с планом работы дошкольного образовательного учреждения.
4.14.

Методы контроля (по используемым методам):



тестирование;



анкетирование;



социальный опрос;



наблюдение;



мониторинг;



анализ результатов детской деятельности;



анализ документации;



самоанализ;



отчет;



беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми;



смотр и смотр-конкурс;



собеседование;



конкурс;



результаты психолого-педагогического сопровождения воспитанников;



графический метод анализа результатов диагностики;



метод статистической обработки данных;



оперативный разбор.
4.15.
Внутренний контроль проводится в сроки, указанные в приказе о его проведении. Срок контроля
исчисляется с даты начала до даты его завершения включительно. Контроль может быть закончен ранее
установленного срока. Срок контроля может быть продлен.
5. Организация подготовки проведения внутреннего контроля
5.1.
Внутренний контроль осуществляет заведующий дошкольным
заместитель заведующего, специально созданная комиссия.

образовательным учреждением,

5.2. Подготовка к проведению контроля включает в себя:

•
•

подготовку плана - задания (программы) контроля;

подготовку предложений по составу комиссии по контролю (кандидатурам должностных лиц, которым будет
поручено проведение контроля);

• издание приказа о проведении контроля с прилагаемым к нему планом-заданием или с указанием перечня
необходимых для проведения контроля документов и иной информации;
•
•

доведение приказа до сведения коллектива дошкольного образовательного учреждения;

•

инструктаж членов комиссии.
Внутренний контроль проводится на основании приказа заведующего ДОУ о проведении контроля, в

информирование председателем комиссии ее членов о целях, основных задачах контроля, порядке и сроках его
проведения;
5.3.

4

котором определяются:

•
•
•

вид и тема контроля;

•
•

сроки предоставления итоговых материалов;

сроки проведения контроля;

председатель комиссии, персональный состав комиссии (либо должностное лицо, которому поручено
проведение контроля в индивидуальном порядке);
план - задание на проведение контроля.
5.4. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов внутреннего контроля для подготовки итогового документа по
отдельным разделам деятельности детского сада или должностного лица.
5.5. В плане - задании контроля указываются предмет, цели, его задачи, перечень вопросов, подлежащих
контролю, контролируемый период деятельности, объекты контроля, а также правовые основания проведения
контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат контролю. План задание разрабатывается заведующим или заместителем заведующего ДОУ, курирующим контролируемое
направление деятельности.
5.6. Продолжительность тематических или комплексных проверок составляет от 10-14 дней с посещением
мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
5.7. Для проведения внутреннего контроля может создаваться комиссия, в состав которой включаются члены
администрации ДОУ в соответствии с их должностными инструкциями и, при необходимости, эксперты,
привлекаемые в установленном порядке к проведению контроля. Количество членов комиссии зависит от вида
контроля, его сложности, а также количества и объема проверяемой информации и сложности предмета контроля.
5.8.
Контроль (например, тематический, повторный) может проводиться без создания комиссии членом
администрации ДОУ, которому, решением заведующего ДОУ, будет поручено проведение соответствующего
контроля (далее – проверяющий).
5.9. Порядок подготовки, проведения и подведения итогов контроля, проводимого без образования комиссии,
аналогичен порядку, установленному при проведении контроля комиссией.
5.10.
В процессе подготовки к проведению контроля членам комиссии (проверяющему) рекомендуется
изучить (с учетом особенностей предмета инаправления контроля):

• законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность контролируемого
объекта;
• сведения о результатах предыдущего контроля проверяемого объекта, о мероприятиях по устранению
выявленных нарушений и недостатков и т.д.
5.11.
При необходимости членами комиссии (проверяющим) могут быть рассмотрены также статистические и
иные установленные формы отчетности, характеризующие состояние и результаты деятельности проверяемого
объекта, сведения о результатах деятельности проверяемого объекта за предыдущий период.
5.12.
При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагога, если в
месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях заведующий детским садом и (или) заместитель
заведующего можетпосещать непосредственно образовательную деятельность без предварительного предупреждения.
5.13. При проведении плановых проверок педагогический работник дошкольного образовательного учреждения
предупреждается не менее чем за 1 день до посещениянепосредственно образовательной деятельности.
6. Организация проведения внутреннего контроля
6.1. Основания для внутреннего контроля:

•
•
•
•

заявление педагогического работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
6.2. Полномочия членов комиссии (проверяющего) подтверждаются приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением о проведении контроля.
6.3. Перед началом контроля проверяющий (председатель комиссии):

• информирует подлежащих контролю работников дошкольного образовательного учреждения, представляет
состав комиссии и порядок ее работы;
• знакомит работников дошкольного образовательного учреждения, подлежащих контролю, с их правами и
обязанностями при проведении контроля;
•
•

выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета контроля;

запрашивает (в случае необходимости) для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные
материалы, организует их получение.
6.4. На основном этапе работы проверяющее лицо (комиссия) посещает занятия, режимные моменты,
методические мероприятия и т.д. Комиссия (проверяющее лицо) анализирует посещенные мероприятия в дошкольном
образовательном учреждении, проводит собеседования, социологические исследования, изучает условия,

5

материальную базу и т.д.
6.5. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к
предмету внутреннего контроля.
6.6. В случае непредставления работником, подлежащим контролю, необходимых для работы комиссии
материалов и документов, а равно совершения иных действий, препятствующих проведению контроля, председателем
комиссии (проверяющим) может быть составлен акт о противодействии проведению контроля. Акт составляется в
двух экземплярах, подписывается председателем комиссии и не менее чем одним членом комиссии. В акте
производится запись с указанием даты, должности, фамилии, имени, отчества работника, подлежащего контролю. Акт
подписывается работником, с вручением ему одного экземпляра акта. При отказе получить акт председатель комиссии
производит соответствующую запись в акте.
6.7. Копия приказа о проведении контроля размещается на информационном стенде дошкольного
образовательного учреждения.
6.8. Личностно-профессиональный (персональный контроль)
6.8.1.
Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализпедагогической деятельности
отдельного педагога.
6.8.2.

В ходе персонального контроля заведующий ДОУ изучает:

• уровень
знаний
педагогом
современных
достижений
педагогической науки, профессиональное мастерство педагогического работника;

психологической

и

• уровень овладения педагогом технологиями развивающего обучения, наиболееэффективными формами,
методами и приемами образования;
•
•

результаты работы педагога и пути их достижения;
способы повышения профессиональной квалификации педагога.

6.8.3.

При осуществлении персонального контроля заведующий ДОУ имеет право:

• знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, комплекснотематическими и календарными планами, табелем посещаемости детей, портфолио педагога, паспортом группы,
протоколами родительских собраний, аналитическими материалами педагога;
• изучать практическую деятельность педагогических работников детского сада через посещение и анализ
непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной
деятельности, анализразвивающей предметно-пространственной среды;
•
•
•

проводить экспертизу педагогической деятельности;

•

делать выводы и принимать управленческие решения.

проводить мониторинг образовательной деятельности с последующим анализом полученной информации;

организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, родителей,
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
6.8.4.

•
•

своевременно предоставить все необходимые для достижения целей контроля, материалы и документы;
давать устные и письменные объяснения по существу предмета контроля.

6.8.5.

•
•
•
•
•

Работник ДОУ, подлежащий контролю, должен:

При проведении контроля работник, подлежащий контролю, имеет право:

знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
знакомиться со своими правами и обязанностями;
обжаловать действия председателя и членов комиссии (проверяющего);

знакомиться с актами или итоговыми документами по результатам контроля, прилагать к нему письменные
возражения и объяснения по итоговому документу в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их
заверенные копии),подтверждающие обоснованность возражений;

• обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с
результатами контроля.
6.8.6. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляетсясправка.
6.9. Тематический контроль
6.9.1.
Тематический контроль в ДОУ проводится по отдельным проблемам деятельности дошкольного
образовательного учреждения.
6.9.2.
Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации,
коррекции обучения, активизации познавательной деятельности воспитанников и другие вопросы.
6.9.3.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному
вопросу, но и внедрение в существующую практику
технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

6

6.9.4.
Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом деятельности ДОУ, самоанализом
деятельности детского сада по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования.
6.9.5.
Члены педагогического коллектива ДОУ должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями,
формами и методами контроля в соответствии с планом работы дошкольного образовательного учреждения.
6.9.6.

•
•

В ходе тематического контроля:

проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

осуществляется анализ практической деятельности педагога, посещение непосредственно образовательной
деятельности, анализ документации и т.д.
6.9.7.
Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов,
производственных совещаниях, совещаниях призаведующем дошкольным образовательным учреждением.
6.9.8. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование
образовательной деятельности и повышение качества образованности воспитанников.
6.9.9.
Результаты тематического контроля оформляются в виде аналитическойсправки.
6.9.10.
Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.
6.10. Комплексная оценка деятельности ДОУ (самообследование)
6.10.1.
Комплексная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения (самообследование)
проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательной деятельности в детском саду
(соблюдение законодательства в области образования и контроль качества образования) в целом.
6.10.2.
Для проведения комплексной оценки создается комиссия, состоящая из членов администрации,
специалистов дошкольного образовательного учреждения. Члены группы должны четко определить цели, задачи,
разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
6.10.3. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения
итогов комплексной проверки.
6.10.4.
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной
проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менеечем за месяц до ее начала.
6.10.5.
По результатам комплексной оценки (самоанализа) готовится справка, на основании которой
заведующим издается приказ (контроль исполнения которого возлагается на заведующего), проводится заседание
педагогического совета, совещание при заведующем дошкольным образовательным учреждением.
6.10.6.
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
6.10.7.
Результаты комплексной оценки (самообследование) оформляются в виде самоанализа деятельности и
публикуются на сайте дошкольного образовательного учреждения.
6.11. При обнаружении в ходе внутреннего контроля нарушений законодательства Российской Федерации в
области образования, о них сообщается заведующему дошкольным образовательным учреждением.
6.12.
Опросы, анкетирование и психолого-педагогическая диагностика воспитанников дошкольного
образовательного учреждения проводятся только в необходимых случаях и с согласия родителей.
7. Организация подведения итогов внутреннего контроля
7.1. По завершении внутреннего контроля в ДОУ председатель комиссии:

• рассматривает (заслушивает) заключения и иные материалы членов комиссии о результатах контроля,
содержащие предварительную оценку деятельности работника, выводы, предложения по совершенствованию его
деятельности, а также по устранению выявленных нарушений;
•

обобщает и систематизирует весь материал.

7.2. Результаты контроля могут представляться в форме:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

акта (в случаях, когда не требуется углубленная обработка и анализ собраннойинформации);
аналитической справки;
справки о результатах проверки;
служебной записки;
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
схемы анализа занятий;
карты наблюдений;
карты анализа предметно-развивающей среды;
схемы обследования детей;
карты анализа выполнения образовательной программы;
итоговые листы (протоколы) уровня развития детей;
педагогических часов и др.;
индивидуальной работ;
письменного ответа на жалобу или заявление;

7

•

иной форме.

7.3. Структура и содержание итогового документа должны отражать:

•
•
•

дату и номер приказа, на основании которого проведено контрольноемероприятие;

•
•

дату, время и место проведения контроля;

фамилии, инициалы и должности членов комиссии;

указание компонентов (элементов) управляемого объекта контроля, фамилии и инициалы ответственных лиц,
присутствующих при проведении контроля;
аналитические сведения о результатах контроля, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о
лицах, на которые возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

• констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения, показывающие, что они основаны на
реальном материале, подтверждены количественными показателями;
•
•
•

объективность основывается на непосредственном наблюдении и изучениирезультатов деятельности;
подписи председателя и всех членов комиссии;

запись отдельного мнения члена комиссии, отличного от мнения большинства.
7.4. К итоговому материалу прилагаются заключения проведенных исследований и экспертиз, пояснения членов
комиссии, работников, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, иные документы (копии) и
материалы, полученные в ходе проверки.
7.5.
Работник ДОУ, подлежащий контролю, после ознакомления с результатами проверки визирует итоговый
документ в полях «С результатами контроля ознакомлен», «К процедуре контроля претензий не имею».
7.6.
В случае отказа работника сделать запись об ознакомлении с результатами контроля (или получить
итоговый документ), председатель комиссии, осуществляющий контроль, обязан сделать запись об отказе от
подписания (или получения) итогового документа, которая заверяется подписью председателя комиссии
(проверяющего) и не менее чем одного члена комиссии.
7.7.
В случае несогласия с фактами, изложенными в итоговом документе, работник вправе приложить к нему
письменные возражения по итоговому документу в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их
заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. При этом работник ДОУ также вправе обратиться
в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием.
7.8.
Результаты контроля ряда работников дошкольного образовательного учреждения могут быть оформлены
одним документом.
7.9.
О результатах контроля сведений, изложенных в обращениях родителей воспитанников, а также в
обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные
сроки.
7.10.
В случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, в
зависимости от формы контроля, целей, задач и с учетом реального положения дел, заведующим ДОУ в течение трех
рабочих дней на основе представленных итоговых материалов по итогам контроля может быть принято решение в
отношении работника ДОУ, в том числе о принятии необходимых мер предупредительного и профилактического
характера в форме:

• соответствующего приказа по итогам контроля с указанием на кого возлагается контроль за его исполнением, а
также рекомендаций по принятию мер по устранению выявленных нарушений, сроков исполнения выявленных
нарушений обязательных для исполнения требований или недостатков, а также по обобщению и трансляции
положительного опыта работы;
•
•

обсуждения материалов контроля коллегиальным органом ДОУ (например, Педагогическим советом и т.д.);

•
•
•

проведение повторного контроля с привлечением определенных специалистов(экспертов);

проведение педагогического совета, методического объединения, производственного совещания, общего
собрания с коллективом ДОУ, совещания с возможным привлечением представителей исполнительной власти,
общественных организаций;
определения дисциплинарной ответственности должностных лиц дошкольногообразовательного учреждения;

иные решения в пределах своей компетенции.
7.11.
Результаты внутреннего контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических
работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
7.12. В ходе осуществления внутреннего контроля администрация ДОУ использует различные шкалы для оценки
качества деятельности работников, в том числе:

• оценка качества посещенных в порядке наблюдения занятий может осуществляться по четырёх бальной
системе: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
•

оценка уровня развития воспитанников может производиться по трехуровневой шкале: высокий, средний,

низкий;

• оценка воспитательных, режимных, профессионально-методических, родительских, общественных и иных
мероприятий может осуществляться по трехуровневой шкале:
- мероприятие (занятие) целей достигло полностью;
8

- мероприятие (занятие) целей достигло частично;
- мероприятие (занятие) поставленных целей не достигло;
• оценка состояния учебно-педагогической документации,

условий для образования, исполнения ФГОС ДО,
учебных планов и образовательных программ может производиться по двухуровневой шкале: удовлетворительное
или неудовлетворительное.
7.13.
Порядок оценки качества деятельности работников ДОУ по итогам внутреннего контроля
разрабатывается заведующим и утверждается на заседании педагогического совета дошкольного образовательного
учреждения.
7.14. Администрация ДОУ регулярно подводит итоги осуществления внутреннего контроля за месяц, учебный
год. Результаты контроля оформляются в виде таблицы относительно всех руководителей, направлений контроля, а
также в разрезе групп, педагогов, методических объединений и т.п.
7.15.
Основанием для цифровых результатов служит количество заполненных протоколов с анализом
посещенных занятий, мероприятий в детском саду, проверенных документов.
7.16.
На основании анализа фактических результатов и установленных норм внутреннего контроля делаются
выводы о количественных характеристиках контролирующей деятельности администрации дошкольного
образовательного учреждения.
7.17. Материалы проведенного администрацией анализа внутреннего контроля за год вносятся в аналитическую
часть годового плана работы дошкольного образовательного учреждения предстоящего учебного года и служат
основой для разработки раздела «Внутренний контроль».
8. Организация контроля исполнения рекомендаций (предписаний) по итогамвнутреннего контроля
8.1. Контроль исполнения приказа по итогам контроля возлагается на одного из членов администрации
дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Работник ДОУ, по результатам контроля которого выявлены нарушения обязательных для исполнения
требований или недостатки, должен исполнить их в установленный приказом срок.
8.3. По истечении срока устранения выявленных нарушений или недостатков (выполнение рекомендаций) на
основании служебной записки заместителя заведующего ДОУ или лица, на которого возложен контроль исполнения
приказа, заведующим принимается одно из решений:

• приказ о выполнении рекомендаций по итогам контроля и снятии его с контроля, если деятельность
работника подтверждает положительные результаты и факты исполнения выявленных нарушений или недостатков
(выполнение рекомендаций);
• приказ о проведении внеплановой проверки в случае, если невозможно установить факт исполнения или
неисполнения нарушения (или недостатка)проверяемым работником дошкольного образовательного учреждения;
• приказ о дисциплинарном взыскании работника ДОУ в случае, если проверяемый работник без уважительной
причины в установленный срок не устранил выявленные нарушения (не исполнил рекомендации).
8.4. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращениях и запросах
других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
9. Права, ответственность и обязанности лиц, осуществляющих внутренний контроль
9.1.
Права, ответственность и обязанности лиц, осуществляющих контроль, определяются настоящим
Положением и приказами заведующего о проведении контроля.
9.2. При проведении внутреннего контроля председатель комиссии:

• ставит в известность работника дошкольной образовательной организации у об уточненных сроках проверки,
информирует о предполагаемом плане работы и подготовке необходимой документации, информации для изучения;
•
•
•
•
•
•
•

осуществляет общее руководство членами комиссии;
распределяет между ними обязанности в соответствии с планом - заданием;
устанавливает порядок работы комиссии при проведении внутреннего контроля;
дает членам комиссии указания, обязательные для исполнения;
обеспечивает сохранность и возврат полученных оригиналов документов;
вносит предложения об изменении объема и сроков контроля;

докладывает заведующему ДОУ о чрезвычайных происшествиях, имевших место в период внутреннего
контроля, выявленных фактах грубого нарушения законодательства и иных обстоятельствах, требующих
немедленного реагирования;

• отстраняет от участия в работе комиссии ее членов, недобросовестно относящихся к исполнению
возложенных на них обязанностей, либо допускающих в процессе контроля нарушения служебной дисциплины, о чем
немедленно информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением;
• отчитывается перед заведующим ДОУ о ходе и результатах проведения внутреннего контроля, о работе
членов комиссии, об итогах работы проверяемого работника;
• несет персональную ответственность за качество организации, подготовки и проведения контроля,
объективность и обоснованность ее результатов, выводов и предложений, за осуществление контроля по устранению
9

выявленных комиссией нарушений и недостатков в деятельности работника дошкольного образовательного
учреждения.
9.3. В случае отсутствия председателя комиссии по внутреннему контролю его функции и полномочия в полном
объеме выполняет заместитель председателя комиссии.
9.4. Председатель и члены комиссии (проверяющий) обязаны:

• сообщить руководителю ДОУ о личной заинтересованности при исполнении обязанностей в рамках контроля,
которая может привести к конфликту интересов;
• проявлять
тактичное
проведения контрольных мероприятий;
•
•
•
•
•

отношение

к

проверяемому

работнику

во

время

придерживаться сроков проведения планового внутреннего контроля;
соблюдать цель, задачи и принципы внутреннего контроля;
осуществлять качественную подготовку к проведению контроля;
качественно и объективно анализировать и оценивать деятельность контролируемого объекта;

доказательно обосновать выводы и предложения по итогам проверки, ознакомить проверяемого с итоговым
документом под роспись до вынесения результатов на общественное обсуждение;

• соблюдать конфиденциальность при обнаружении недостатков в работе педагогического работника детского
сада при условии устраняемости их в процессе проверки;
•
•

помочь составить комплекс мер по устранению недостатков, выявленных в ходе контроля;

оказывать организационную и методическую помощь в преодолении выявленных недостатков или (и) в
обобщении элементов ценного опыта.
9.5.
Члены комиссии в рамках проведения внутреннего контроля обязаны выполнять распоряжения
председателя комиссии.
9.6. Лица, осуществляющие внутренний контроль, вправе:

• посещать любые занятия и мероприятия у контролируемого объекта или в структурном подразделении ДОУ в
период осуществления контроля в соответствии спланом-графиком контроля;
• посещать внепланово занятия и мероприятия у любого работника дошкольногообразовательного учреждения в
условиях служебного расследования;
• требовать и получать всю необходимую для достижения целей контроля учебно-педагогическую и другую
документацию у педагогических и иных работников дошкольного образовательного учреждения;
•
•
•
•

требовать и получать устные разъяснения по существу контролируемых вопросов;
наблюдать за деятельностью работника, подлежащего контролю;
осуществлять экспертизу качества образования;

проводить собеседование с воспитанниками, их родителями (законными представителями), анкетирование,
интервьюирование, тестирование для осуществления опосредованной оценки качества педагогической деятельности;

• вносить предложения о поощрении работника, о наложении дисциплинарного взыскания, о направлении его
на курсы повышения квалификации илипереподготовки;
•
•

рекомендовать методическим структурам трансляцию элементов ценного опыта педагога;

•
•

переносить сроки проверки по просьбе проверяемого лица;

•
•
•

за объективность, полноту и обоснованность сделанных ими в ходе контроля выводов и предложений;

•
•

за превышение в ходе контроля своих полномочий;

•
•

за ознакомление с итогами контроля работника ДОУ до вынесения результатовна широкое обсуждение;

организовывать и проводить по поручению председателя комиссии необходимые расследования, экспертизу и
оценку деятельности педагога;
выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении внутреннего контроля в дошкольном
образовательном учреждении.
9.7.
Лица, уполномоченные осуществлять внутренний контроль, несут персональную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными актами ДОУ (Устав, Правила внутреннего
трудового распорядка, коллективный договор, должностные инструкции и др.):
за качество исполнения плана – задания;

за сокрытие выявленных в ходе контроля нарушений законодательства Российской Федерации и
противоправных действий должностных лиц;
за качественную подготовку к проведению контроля деятельности работника дошкольного образовательного
учреждения;
за срыв сроков проведения контроля;

10

•
•

за качество проведения анализа деятельности работника;

•

за доказательность выводов по итогам проверки.

за соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе сотрудника, при условии
устранения их в процессе проверки;

10.
Компетенция и полномочия заведующего ДОУ при организации и проведении внутреннего контроля
10.1.
Заведующий ДОУ и (или) по его поручению заместитель заведующего (старший воспитатель), эксперты в
пределах компетенций и полномочий, установленных законодательством, вправе осуществлять контроль за
работниками иза результатами их деятельности по следующим направлениям и соответствующим вопросам:
10.1.1.

•
•
•

анализ развития воспитанника, включающий педагогическую диагностику и уровень достижений ребенка;
анализ выполнения разделов образовательной программы;
анализ программно-методического обеспечения в дошкольном образовательном учреждении.

10.1.2.

•
•
•
•

Контроль за содержанием образования в ДОУ:

Контроль за охраной жизни и здоровья воспитанников ДОУ:

анализ санитарно-гигиенических условий дошкольного образовательного учреждения;
анализ соблюдения правил охраны труда и инструкции по охране жизни и здоровья детей;
анализ уровня здоровья воспитанников детского сада;
анализ организации деятельности детей в течение дня.

10.1.3.

Контроль за профессиональной компетентностью педагогов:

• компоненты профессиональной компетентности (общекультурная компетентность педагога (2 раза в год),
исходя из программно-квалификационных испытаний для педагогических работников и руководителя);
•
•
•
•
•

компетентность в образовательной политике;
профессиональную креативность;
профессиональную коммуникативность;
компетентность в области самообразования;

проверку планов воспитательно-образовательной деятельности.
10.2.
Содержание внутреннего контроля в ДОУ по каждому из направлений определяется спецификой
деятельности дошкольного образовательного учреждения, уровнем реализуемой образовательной программы.
10.3. Администрация ДОУ вправе контролировать исполнение работниками иных норм и правил, установленных
нормативными, правовыми и распорядительными актами в сфере образования, а также Уставом и учредительными
документами дошкольного образовательного учреждения.
11. Заключительные положения
11.1.
Настоящее Положение о внутреннем контроле является локальным нормативным актом ДОУ,
принимается на Общем собрании работников, согласовывается с профсоюзным комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в
соответствии действующим законодательствомРоссийской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции
предыдущая
редакция
автоматически
утрачивает
силу.

11

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».