Положение об организации инклюзивного образования

MyHuunlanrnoe 6roAxerHoe AoruxonbHoe oppa3oBareJrbHoe yqpexAeur{e aercxr.rfi caA o6uepa:Bl4Balo[tero BIIAa c
rrpr4opr4TerHbrM ocyxrecrBJreHlreM
AZOO4g

AerrerbHocrrl no QnsruecxoMy pa3BLrrI4Io BocrII{TaHHI'IKos Ns 109

r. Erarepnn6ypr, yr.JloAuruna,4-a, rel.:389-15-46 mdoyl09@yandex.ru

fIPIIH-flTO:

Y.uercrufi

O6uIrM coOpanueu pa6orHuxor
MEAOY aercxr.rI caa ltl! 109

ffporoxon Ng

or

/

DT-

caA Ns

E.B.

,.

2ftr.

zo/A.Ng./ff

floroxenr.re
o6 opranuraquu HHKJTrc3I'IBHoro o6pa:onanuq e

AOY

,

1. o6une floJro)I(enlrr
coorBercrBl{I4 c Oe4epalluun 3aronolr Xb 273-03 or29.12.2012
(DeAepalrnuu
roAa <06 O6pa:onanura s Pocctlftcxoft Oe.qepau[r{)) c l{3MeHewzrquv sa 2 ur,ts 2021 ro\a,
c
Oe4epauuu>
sPoccl{ficxoil
I4HBanI{AoB
3aulr{re
3aKoHoM Nel81-O3 or 24.11.1995 roAa >,

ocHoBHbIM
c

a raKxe

ApyfI4MI.{ HOpMaTI{BHbIMI4 qpaBoBbIMI{

aKTaMI4

{pexAeHI{rI.

opraura:aqrrr4 rrHKJIro3I4BHoro o6pa:orauux r,{OV onpeAenser ITeJII{'3aAaqI'I ll
pefJlaMeHTlrpyer
llplrHrlr4nbr LrHKJrro3r{BHoro o6pasora{r4fl. rrv\ c orpaHlrqeHHblMl{ Bo3MoxHocrf,Ml4 3AopoBbt,
caAy' a raKxe
B
o6pasonaHvrfl'
AercKoM
I4HKJIIo3I4BHoIo
opraHr6arlr4ro, coAepxaHr4e 14 neperreHb AoKyMeHToB
ycraHaBnl'IBaer cocraB yqacrnl4KoB Ia ux o6rgannocru.
paBHoro Aocryrla x o6pa-:onaunn AJL{ Bcex
1 .3. lloa uHKJrro3r,rBHbru o6pa:onaHr{eM rroHr{Maercq o6ecneqeHl4e
s
c yqeroM pa:Hoo6pa-ru.a oco6brx o6pa:onarerlnrtx norpe6nocrefi vurH/lr4BrrlyurbHblx Bo3MoxHocre[

!.2.

nasuoe lloloxenlre o6

Aereil

,qolxKoilb HoM o6pa:orarelbuoM fIpexAeHI{Ir.

].{. B

pe:vnrrare

opranugaur4r uI{KrIogIBHo.o

o6pa3osaHut

rl4q

c

T'M

Anr rloJry^{eHnx 6es 4ucxpuMvHawr4 KaqecrBeHHoro o6pasonanux;

a

Anr KoppeKuun ubpyueultil pasuvnux lI coull€ulbHofi aganraugu;
noAxoAoB'
An" o*aru"rr pauneil KoppeKU[oHHofi novrouu Ha ocHoBe cnel{I4€uIbHbIX [eAaforllttlecKlD(
cuoco6creytourue
creneuu
MaKcl4Manruofi
14
B
[oAXoArnrI,Ie
nau6olee
MeroaoB 14 cnoco6oe o6rqjHrar
coquilIbHoro
non) reHr4ro o6pa3oBaHr4r orrpeAeneHHoro ypoBHr 14 onpeAeJleHnoft nanpaeneHHocrl{ aJIf,

a
a

pa3BI1ITWfl,.
1

.5.

Bo3MoxHocrrMll 3AopoBbt
O6pa:oBareJrbHbre ycJryrrr r{HKJrro3trBHoro o6yreuux Aereft c orpaHI'ItIeHHbIMI'I

rlpeAocraBnriorcq 6ecruarHo.

2. Ile,ru u 3aAaqu IIHKJIrc3I{BHoro o6pa:onanua
2.1. qemro r4HK;rro3r4BHoro o6pasonankrfl. flBrrflercfl, o6ecueqeune upan 4erefi c pa3IrbIMI'I ncrxoQusuuecKl{Ml'I

cpeAbl' [o3BoJUIIolqI4x
oco6esHocrrMr,r pa3Brrrlu 11 opmHr{3aur4rr pa3BrrBaroqefo npocrpaHcrBa 6e:6aprepuofi
o6pa:onanux
KarlecrBeHHoro
AoruKoJlbuoro
,^erf,M c orpaHr4qegHbrMr{ Bo3MoxHocrrMr4 3AopoBbfl Ha rIoJIyreHHe
craHAapraMI'I.
B coorBercrBnu c OeAepa,lbHbrMr4 rocyAapcrBennrrulr o6pa:oBareJIbHbIMI{

1.1. Задачи инклюзивного обучения включают:
• разработку и реализацию адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ
дошкольного образовательного учреждения;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями
здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта,
индивидуальных и семейных ресурсов;
• создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ;
• создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения
воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
• формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей),
педагогов и социального окружения;
• формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную
деятельность на основе специальных педагогических подходов,форм и методов обучения.
1.2. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения:
• полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную
деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в
соответствии с учебным планом ДОУ, а также могутпосещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
• частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному
учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением
образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с
детьми, не имеющими нарушений в развитии.

•

2. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
2.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
• принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания
с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада.
Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния
воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника;
• принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании
социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для
разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ,
которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности;
• принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и
воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления
образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;
• принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной
безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном
образовательном учреждении;
• принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями)
воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на
поддержку ребенка;

•
3.

принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.

Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
3.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения
образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора),
оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
3.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
необходимо иметь:
 заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенкапо

адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1);
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 справка
медико-социальной
экспертизы,
подтверждающей
статус
«ребенок-инвалид».
3.4. Этапы реализации инклюзивного образования:
• предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей
(законных
представителей),
специалистов,
осуществляющих
психолого-педагогическое
сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных
представителей) воспитанников;
• диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ,
их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от
динамического наблюдения данного этапавыносится заключение психолого-медико-педагогической
комиссии о возможностиобучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
• основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку
ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ.
3.5. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование
определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или
общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ,
необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ,
адаптационные мероприятия).
3.6. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном
образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ.
3.7. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия:
• по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в
особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов
и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических);


•

по
реализации
коррекционно-педагогической
деятельности
педагогами
и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
• по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической исоциальной
помощи;
• по
привлечению
родителей
(законных
представителей)
в
коррекционно-педагогическую деятельность.
3.8. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной образовательной программе
дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК).
3.9. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором,
заключаемым в установленном порядке.
3.10.
Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их
социальной адаптации.
3.11.
Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом
ДОУ.
3.12.
Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы
принятия и поддержки.
3.13.
Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные
представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного
взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
3.14.
ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную,
коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и
укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
3.15.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН.
3.16.
Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного

образовательного учреждения.
3.17.
Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
3.18.
При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК
(территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в
школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

4. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
4.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования сдетьми:





беседы и чтение художественной литературы;
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
индивидуальные занятия со специалистами;
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповомпомещении, в
специально оборудованных помещениях, прогулка);
 совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
 проведение режимных моментов образовательной деятельности;
 формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
4.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями:
 тематические родительские собрания и консультации;
 доступная информация о работе по инклюзии.
4.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами:
 педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;
 посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
 детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры,
творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по
интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и
психологическая поддержка.

5. Документация по организации инклюзивного образования
5.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ:




индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
график индивидуальных занятий;
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
5.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
 комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;индивидуальный
план коррекционной работы;
 график индивидуальных занятий;
 журнал взаимодействия с воспитателями;
 журнал учета консультаций для родителей (законных представителей);
 мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
5.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
 планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
 расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
 индивидуальный план коррекционной работы;
 лист коррекционных (индивидуальных) занятий;
 журнал
учета
консультаций
для
родителей
(законных
представителей)
и
педагогических работников.
6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседанияхпсихологопедагогического консилиума.

6. Участники инклюзивного образования в детском саду
6.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учрежденииявляются:
• ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
• родители (законные представители) воспитанников;
• учитель-логопед;
• воспитатели;
• педагог-психолог;
• учитель-дефектолог;
• тьютор.
6.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья,
обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в
естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.

6.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей,
принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и
характером коррекционных методов их обучения.
6.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и
детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего
обучения.
6.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, является учитель-логопед, для
детей с задержкой психического развития – педагог-психологили учитель-дефектолог.
6.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим
дошкольным образовательным учреждением.

7. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
7.1. Администрация ДОУ:



проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивногообразования;
принимает
решение
об организации
инклюзивного
образования
в группах
общеразвивающей направленности;
 анализирует
и проводит
мониторинг
результатов
внедрения
инклюзивного
образования;
 осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками сОВЗ.
7.2. Педагоги обязаны:
 организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной
деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
 взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной
защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
 осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной
этики;
 учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья;
 педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим
отношения к реализации АОП;
 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными
законами.
Критерии оценки эффективности инклюзивного образования в ДОУ

8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.

8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются вписьменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов) в новой
редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение 1
Заведующему МБДОУ № 109
от заявителя
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя
(законного представителя)
«
»
19
г.р.
паспорт серии
№
выдан
«
»
20
г.
(орган выдавший паспорт)

(адрес регистрации по месту жительства)
(фактический адрес проживания)
действуя в интересах ребенка

«

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка)
»
20
г.р.

СОГЛАШЕНИЕ
Даю

своё

согласие

на

обучение

моего

(возраст
адаптированной образовательной программе для детей с

_

«
(личная подпись заявителя

ребенка
)
по

»

20

г.

)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».