MyHuunlanrnoe 6roAxerHoe AoruxonbHoe oppa3oBareJrbHoe yqpexAeur{e aercxr.rfi caA o6uepa:Bl4Balo[tero BIIAa c rrpr4opr4TerHbrM ocyxrecrBJreHlreM AZOO4g AerrerbHocrrl no QnsruecxoMy pa3BLrrI4Io BocrII{TaHHI'IKos Ns 109 r. Erarepnn6ypr, yr.JloAuruna,4-a, rel.:389-15-46 mdoyl09@yandex.ru fIPIIH-flTO: Y.uercrufi O6uIrM coOpanueu pa6orHuxor MEAOY aercxr.rI caa ltl! 109 ffporoxon Ng or/ DT- caA Ns E.B. ,. 2ftr. zo/A.Ng./ff floroxenr.re o6 opranuraquu HHKJTrc3I'IBHoro o6pa:onanuq e AOY , 1. o6une floJro)I(enlrr coorBercrBl{I4 c Oe4epalluun 3aronolr Xb 273-03 or29.12.2012 (DeAepalrnuu roAa <06 O6pa:onanura s Pocctlftcxoft Oe.qepau[r{)) c l{3MeHewzrquv sa 2 ur,ts 2021 ro\a, c Oe4epauuu> sPoccl{ficxoil I4HBanI{AoB 3aulr{re 3aKoHoM Nel81-O3 or 24.11.1995 roAa >, ocHoBHbIM c a raKxe ApyfI4MI.{ HOpMaTI{BHbIMI4 qpaBoBbIMI{ aKTaMI4 {pexAeHI{rI. opraura:aqrrr4 rrHKJIro3I4BHoro o6pa:orauux r,{OV onpeAenser ITeJII{'3aAaqI'I ll pefJlaMeHTlrpyer llplrHrlr4nbr LrHKJrro3r{BHoro o6pasora{r4fl. rrv\ c orpaHlrqeHHblMl{ Bo3MoxHocrf,Ml4 3AopoBbt, caAy' a raKxe B o6pasonaHvrfl' AercKoM I4HKJIIo3I4BHoIo opraHr6arlr4ro, coAepxaHr4e 14 neperreHb AoKyMeHToB ycraHaBnl'IBaer cocraB yqacrnl4KoB Ia ux o6rgannocru. paBHoro Aocryrla x o6pa-:onaunn AJL{ Bcex 1 .3. lloa uHKJrro3r,rBHbru o6pa:onaHr{eM rroHr{Maercq o6ecneqeHl4e s c yqeroM pa:Hoo6pa-ru.a oco6brx o6pa:onarerlnrtx norpe6nocrefi vurH/lr4BrrlyurbHblx Bo3MoxHocre[ !.2. nasuoe lloloxenlre o6 Aereil ,qolxKoilb HoM o6pa:orarelbuoM fIpexAeHI{Ir. ].{. B pe:vnrrare opranugaur4r uI{KrIogIBHo.o o6pa3osaHut rl4q c T'M Anr rloJry^{eHnx 6es 4ucxpuMvHawr4 KaqecrBeHHoro o6pasonanux; a Anr KoppeKuun ubpyueultil pasuvnux lI coull€ulbHofi aganraugu; noAxoAoB' An" o*aru"rr pauneil KoppeKU[oHHofi novrouu Ha ocHoBe cnel{I4€uIbHbIX [eAaforllttlecKlD( cuoco6creytourue creneuu MaKcl4Manruofi 14 B [oAXoArnrI,Ie nau6olee MeroaoB 14 cnoco6oe o6rqjHrar coquilIbHoro non) reHr4ro o6pa3oBaHr4r orrpeAeneHHoro ypoBHr 14 onpeAeJleHnoft nanpaeneHHocrl{ aJIf, a a pa3BI1ITWfl,. 1 .5. Bo3MoxHocrrMll 3AopoBbt O6pa:oBareJrbHbre ycJryrrr r{HKJrro3trBHoro o6yreuux Aereft c orpaHI'ItIeHHbIMI'I rlpeAocraBnriorcq 6ecruarHo. 2. Ile,ru u 3aAaqu IIHKJIrc3I{BHoro o6pa:onanua 2.1. qemro r4HK;rro3r4BHoro o6pasonankrfl. flBrrflercfl, o6ecueqeune upan 4erefi c pa3IrbIMI'I ncrxoQusuuecKl{Ml'I cpeAbl' [o3BoJUIIolqI4x oco6esHocrrMr,r pa3Brrrlu 11 opmHr{3aur4rr pa3BrrBaroqefo npocrpaHcrBa 6e:6aprepuofi o6pa:onanux KarlecrBeHHoro AoruKoJlbuoro ,^erf,M c orpaHr4qegHbrMr{ Bo3MoxHocrrMr4 3AopoBbfl Ha rIoJIyreHHe craHAapraMI'I. B coorBercrBnu c OeAepa,lbHbrMr4 rocyAapcrBennrrulr o6pa:oBareJIbHbIMI{ 1.1. Задачи инклюзивного обучения включают: • разработку и реализацию адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ дошкольного образовательного учреждения; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; • создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в ДОУ; • создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; • формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; • формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов,форм и методов обучения. 1.2. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: • полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствии с учебным планом ДОУ, а также могутпосещать кружки, праздники, мероприятия и др.; • частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. • 2. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 2.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: • принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; • принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; • принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; • принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; • принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; • принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных отношений, направленных на поддержку ребенка; • 3. принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении 3.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида. 3.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо иметь: заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенкапо адаптированной основной образовательной программе (см. Приложение 1); заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид». 3.4. Этапы реализации инклюзивного образования: • предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; • диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапавыносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможностиобучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; • основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 3.5. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу оздоровительной или общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия). 3.6. Реализация АОП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в дошкольном образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 3.7. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия: • по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических); • по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-психологами, его психологическое сопровождение; • по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической исоциальной помощи; • по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую деятельность. 3.8. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по адаптированной образовательной программе дошкольного образования осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ, заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК). 3.9. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 3.10. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АОП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 3.11. Образовательная деятельность по АОП организуется в соответствии с годовым планом ДОУ. 3.12. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 3.13. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 3.14. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ. 3.15. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 3.16. Общее психолого-медико-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ППк дошкольного образовательного учреждения. 3.17. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ. 3.18. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ТПМПК (территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). 4. Содержание инклюзивного образования в ДОУ 4.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования сдетьми: беседы и чтение художественной литературы; моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; индивидуальные занятия со специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповомпомещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; проведение режимных моментов образовательной деятельности; формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 4.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: тематические родительские собрания и консультации; доступная информация о работе по инклюзии. 4.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. 5. Документация по организации инклюзивного образования 5.1. Воспитатель разрабатывает и ведет следующие документы в ДОУ: индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; график индивидуальных занятий; мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 5.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию: комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных занятий;индивидуальный план коррекционной работы; график индивидуальных занятий; журнал взаимодействия с воспитателями; журнал учета консультаций для родителей (законных представителей); мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 5.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; индивидуальный план коррекционной работы; лист коррекционных (индивидуальных) занятий; журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 6.4 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседанияхпсихологопедагогического консилиума. 6. Участники инклюзивного образования в детском саду 6.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учрежденииявляются: • ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; • родители (законные представители) воспитанников; • учитель-логопед; • воспитатели; • педагог-психолог; • учитель-дефектолог; • тьютор. 6.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации. 6.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 6.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. 6.5. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, является учитель-логопед, для детей с задержкой психического развития – педагог-психологили учитель-дефектолог. 6.6. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. 7. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 7.1. Администрация ДОУ: проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивногообразования; принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками сОВЗ. 7.2. Педагоги обязаны: организовать работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП; педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Критерии оценки эффективности инклюзивного образования в ДОУ 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются вписьменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1 Заведующему МБДОУ № 109 от заявителя (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя (законного представителя) « » 19 г.р. паспорт серии № выдан « » 20 г. (орган выдавший паспорт) (адрес регистрации по месту жительства) (фактический адрес проживания) действуя в интересах ребенка « (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка) » 20 г.р. СОГЛАШЕНИЕ Даю своё согласие на обучение моего (возраст адаптированной образовательной программе для детей с _ « (личная подпись заявителя ребенка ) по » 20 г. )