ДОП Робоигротека

HXr;TTy"tXf :::::::eAorrKorbuoeooparouarerrbHoeyqpexleHre
;;;;;T.;dJ."##:;
/reqTe ItLIr^.|.f-I: nn L--^---620049
ilJ615'":13i1;*
r.

0arct

^ ^--

j.^::o#:1{p_'".."*",."-,,",;;;;ffi #;-l#r:
.rr.

JloArrruna, 4-a.

: 389-15-46, y.n. Korvrco uonucrcan,
45/12

IIPU}UITA:
Ie4aroravecKrrM. coBeroM

flpororon J\b

oro44

n

3are4yrcrqraft

/

JA.

u2M€i.

(POEOurpoTeKa
A

YTBEPXAEHA:

a,Jrfl MaJrbrruefi>)

OTIOJIHUTCJI'H

Afl OorqCP A3BIIB AIOIUAfl ,,P OTP
AMM A
TexHrrqecKofi HalpaBJreHHOCTlr

Bo3pacr o6yvarorq uxcx: 3 _4
foAa
cpoK peanr{3arlr4r4: I fon

r. ErareprEu6ypr
2025 r.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

3

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки программы

4

1.2.

Целевые ориентиры Программы

4

1.3.

Развивающее
Программе

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Общие положения

5

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

5

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

6

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

6

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

6

3.2.

Учебный план

7

оценивание

качества

образовательной

Приложение
Примерное календарно-тематическое планирование
Список литературы и иных образовательных ресурсов

деятельности

по

5

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
технической
направленности
«РОБОигротека для малышей» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №109» (далее – Программа, далее – ДОУ) разработана в соответствии
с:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам». (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 №
70226);
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021
года № 2 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для
человека факторов среды обитания»;
5. Уставом МБДОУ.
Программа «РОБОигротека для малышей» - первый шаг в приобщении младших
дошкольников к техническому творчеству посредством игровой деятельности с использованием
интерактивного игрового набора «РобоМышь». Мини-робот прост в использовании, является
одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей
дошкольного возраста. Занимательные занятия способствуют развитию умственной
деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память,
воображение), вызывают интерес к процессу познания, облегчают процесс усвоения знаний.
НОВИЗНА Программы заключается в научно-технической направленности обучения,
которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию
информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
• востребованность развития широкого кругозора у дошкольников и формирования
предпосылок основ инженерного мышления;
• формирование навыков начального программирования;
• необходимость ранней пропедевтики робототехники.
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста в игровой деятельности посредством использования
интерактивного игрового набора «РобоМышь»,
Задачи:
-расширять представления детей об окружающем мире с использованием технических
игрушек;
-развивать интерес дошкольников к начальному программированию (мини-роботов);
-формировать навыки сотрудничества в процессе совместной работы;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели
деятельности.
2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности,
системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности
(возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного,
существенного в образовательной работе), доступности, результативности.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки программы
Младший дошкольный возраст (к 4 годам)
Складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит
познавательному развитию (это возраст «почемучек»), а также креативности.
Социальное развитие ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется
возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием
своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с
другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения
разнообразных потребностей.
Познавательное развитие характеризуется высокой мыслительной активностью.
«Почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни. Ребенок
владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
Эмоциональность ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств:
радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в
соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца.
Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых
игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к
взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной
деятельности.
Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании, выполнении
отдельных поручений, организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании
имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.
Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки,
выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых),
защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым,
эмоционально раскрепощенным. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда
младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к
опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство осуществление своих
целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка
должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности
и обогащения его деятельности новым содержанием.
1.2. Целевые ориентиры Программы
- ребенок ориентирован на сотрудничество в совместном моделировании маршрута миниробота «РобоМышь», в техническом творчестве; дружелюбен, приязненно расположен к
людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими
детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать
адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью
оптимизации общения с окружающими;
ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять
собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость
открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для
удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной
возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же
3

задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее
преобразования создать новый, оригинальный продукт;
ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать
адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла;
у ребенка сформированы первоначальные знания о робототехнике, о среде
программирования;
- ребенок владеет начальными приёмами программирования робототехнических средств.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Проверка результатов производится в виде наблюдений за деятельностью детей.
Критериями выполнения Программы служат: знания, умения и навыки детей, правильность
выполнения задания по теме (справился или не справился).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
фото, диплом, грамота, отзыв родителей.
2.

Содержательный раздел

2.1. Общие положения
Содержание Программы представлено с учетом возрастных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Познавательное развитие
Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Стимулирование и развитие познавательной активности детей.
Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах, объектах природного и
социального окружения.
Формирование стремления к освоению нового.
Формирование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить
закономерности, отличия и общие черты.
Формирование умения программировать маршрут движения.
Речевое развитие
Развитие
интереса
детей
к
сотрудничеству, умения договариваться, распределять
обязанности; формирование навыков речевого и деятельностного общения со сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Создание для детей ситуации коммуникативной успешности.
Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт
персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения.
Социально – личностное развитие
Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения
и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе программирования.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
детей.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и
взрослых в коллективе, позитивную установку к программированию.
Формирование у детей основ безопасного поведения в процессе работы с мини-роботами,
готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
Формирование поведения, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
4

Формирование у детей представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Реализация потребности детей в двигательной активности.
Уравновешение процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также
совершенствование двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.).
Художественно – эстетическое развитие
Развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с
постепенным введением их названий в активный словарь детей.
Способствовать развитию интереса к участию в игровой деятельности с элементами творчества.
К концу обучения по Программе:
- у ребенка формируется познавательный интерес, стремление узнавать новое, расширяется
кругозор;
-ребенок
овладевает начальными знаниями программирования, проявляет инициативу и
самостоятельность в среде программирования мини-роботов «РобоМышь», общении,
познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать пути решения поставленной задачи, участников малой группы;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и
управлять ими при работе с мини-роботом;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении программных задач, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с
взрослыми и сверстниками;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном
моделировании маршрута мини-робота «РобоМышь»;
- у ребенка формируется положительное отношения к робототехнике.
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, работа в
микрогруппах.
Форма обучения: очная.
Виды занятий по программе: беседа, занятие-игра, занятие объяснение, занятие-путешествие,
занятие-практикум, занятие-соревнование. Программа предусматривает использование
эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы
с наглядностью, введение игровых ситуаций, сказочных персонажей, сюрпризных моментов.
Каждое занятие имеет определенную структуру:
1. Вводная часть (приветствие).
2. Основная часть.
2.1. Упражнение на развитие мыслительных процессов; проблемная ситуация, поиск ее
возможного решения.
2.2. Физкультминутка.
2.3. Игры с интерактивным игровым набором «РобоМышь», направленные на решение
проблемной ситуации.
3. Заключительная часть – подведение итогов.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям.
- Уважать индивидуальные предпочтения детей.
- Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
- Игровая комната;
-интерактивный игровой набор «РобоМышь» - 1 шт.;
-«РобоМышь Колби» - 1 шт.;
-игровое поле – 5 шт.;
5

-картотека игр с мини-роботом «РобоМышь» – 1 шт.;
- настольные игры по теме;
-ноутбук – 1 шт.;
-проектор – 1 шт.;
- столы – 3 шт.;
- стулья – 10 шт.
3.2. Учебный план
Настоящая Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
и рассчитана на 1 год обучения. Численность обучающихся в группе – не более 10 человек.
Набор детей в объединение - свободный.
Возраст детей
Вторая младшая группа
(3-4 года)
Количество занятий
в неделю
2

Продолжительность занятия
15 минут
Количество занятий в месяц
8

6

Продолжительность
обучения
1 год
Количество занятий в год
64

Приложение 1
Примерное календарно-тематическое планирование
№
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Тема
Знакомство с
робомышью.

Задачи
Познакомить детей с интерактивной игрушкой
«Робомышь Колби».
«Умная мышка»: знакомство с «первыми шагами».

Основные команды

Знакомить с основными командами и элементами
управления робомыши.
Закреплять знания об основных командах и элементах
управления робомышью.
Знакомить детей с основами движения мыши, учить
прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать
роботу план действий.
Учить программировать
робомышь, задавать план
действий.
Учить программировать робомышь, задавать план
действий.
Учить программировать робомышь, закреплять знания по
обозначенной теме.

Основные команды
Как научить робота
двигаться?
Мы- роботы.
Программируем
робомышь.
Программируем
робомышь
Работа с
тематическими
карточками
Программируем
робомышь
«Играем с
Робомышью»
Программируем
робомышь
Работа с
тематическими
карточками
Программируем
робомышь
«Играем с
Робомышью»
Работа с
тематическими
карточками
Работа с
тематическими
карточками
«Играем с
Робомышью»
Самостоятельная
работа с
робомышью.
Игры-соревнования

Учить ориентации на поле. Уметь находить короткий
путь исполнителя к сыру, длинный путь исполнителя к
сыру.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве:
слева, справа, вперед, назад.
Учить детей ориентироваться на Поле.
Учить программировать робомышь, разрабатывать
задания для робомыши. Закреплять знания
по обозначенной теме.
Учить составлять программу движения Мышки Колби
так, чтобы она прошла команду от старта до финиша.
Учить ориентироваться на Поле, находить короткий путь
исполнителя к сыру и находить длинный путь
исполнителя к сыру.
Учить программировать робомышь, разрабатывать
задания для робомыши. Закреплять знания
по обозначенной теме.
Учить программировать робомышь, разрабатывать
задания для робомыши. Закреплять знания по
обозначенной теме.
Учить ориентироваться на Поле, находить короткий путь
исполнителя к сыру и находить длинный путь
исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании
символами команды для исполнителя.
Закреплять
умение
разрабатывать
задания
для
робомыши, составлять план действий на игровом поле.

Апрель

Май

Работа с полем
«Космос»
Самостоятельная
работа с
робомышью.
Игры-соревнования
Работа с полем
«Дорожные знаки»
Работа «Сказки»
Игры-соревнования

Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять
план действий на игровом поле.
Закреплять
умение
разрабатывать
задания
для
робомыши, составлять план действий на игровом поле.
Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять
план действий на игровом поле.
Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять
план действий на игровом поле.
Закреплять
умение
разрабатывать
задания
для
робомыши, составлять план действий на игровом поле.

Приложение 2
Список литературы и иных образовательных ресурсов
1.«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195
с.
2.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как
непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
3.Журнал «Самоделки». г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г.
Москва. Издательство ООО «Лего».
4.Интернет – ресурсы
5.Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М.,
2018.
6.STEAM – образование дошкольного и младшего школьного возраста. Т. В. Волосовец, В А.
Маркова, С. А. Аверин. – М., 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».