Программа развития 2021-2024

MyuuqnuaJrbHoe droAxerH

o

e Ao ru KoJrbHoe

o6pa:oBareJrbHoe yqpexAeHrre AercKrrfi cal

o6uteparnuBarcrqero BrrAa c rrpuopr.rrerHbrM ocyuecrBJreHrreM AeflTeJlbHocrlr rro

j\b I 09
{usuuecrcoMy pa3Br.rrrrro BocruraHnrrKoB

620049

r. Ercarepuu6ypr,

y.n.

Jlosrrrnuar

4-a, ren.:389-15-46

mdoul09@eduekb.ru

yTBEPInAATO
ft MBAOY Aercrufi can Ne 109
Kopnena E.B.
I lf J ilt,J).1.J[,

or

<<8p >>

of

2o2r

TIPOTPAMMA PA3BVITWfl,
MyuuquuaJrbnoro 6roAxeruoro AoruKoJrbHoro o6paronareJrbHoro yqperqeulrfl AercKoro
caAa o6rqepar{3BrrBaroqero Br{Aa c

[p[oprrrerrrbrM ocyqecrBJreHrreM AetrreJrbnocrtl rro

Su:uuecxoMy pa3Brrrrrro BocrrrrrauHllKoB J\b I 09

c 2021 roAa rro 2024 roa

IIPPIIIfTO
lleAarornqecKr,rM coBeroM
MEIOY Aercrcuft ca,q llM09

flpororor Ns

r. Erarepuu6ypr
2021 r.

/

or!491p2/

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы …………………………………………………………………….…….3
1. Информационная справка…………………………………………………………………..6
2. Проблемно - ориентированный анализ деятельности ДОУ ……………..……….……....8
2.1. Анализ кадрового состава………………………………………………………….…......8
2.2. Предметно-пространственная среда ДОУ……………………………………..………..10
2.3. Анализ управляющей системы ДОУ…………………………………..………………..12
2.4. Анализ образовательного процесса ДОУ……………………………………………….12
2.5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………13
3. SWOT – анализ потенциала развития ………………………………………………..…...14
4. Концепция программы развития……………………………………………………..…....15
5. Стратегический план развития………………………………………………………..…...17
6. Внешние связи при реализации Программы …………………………………….….……19
7. Управление внедрением Программы ………………………………….………….………20
8. План реализации программы……………………………………………….……….……...21
9. План действий по реализации Программы …………................................................….....22
10. Система контроля и оценка эффективности выполнения Программы …………...…...27

Паспорт программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Наименование
учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
организации
осуществлением деятельности по физическому развитию
воспитанников № 109
Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" от 21.12.2012 № 273-ФЗ.
 Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства» от 29.05.2017 № 240.
 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об
утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» от 26
декабря 2017 № 1642.
 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года» от 29 мая 2015 № 996-р.
 Указ Президента Российской Федерации «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» 21.07.2020 № 474 .
 Постановление
Правительства Свердловской области
«Стратегия развития воспитания в Свердловской области до
2025 года» от 07.12.2017 № 900.
 Постановление Правительства Свердловской области «об
утверждении государственной программы Свердловской
области «Развитие системы образования и реализации
молодежной политики в Свердловской области до 2025
года» от 19.12.2019 № 920.
 Постановление Администрации города Екатеринбурга об
утверждении муниципальной программа «Развитие системы
общего образования в муниципальном образовании «город
Екатеринбург»» на 2016 – 2022 годы» от 15.06.2016 № 1188
(с изменениями).
 Решение Екатеринбургской городской Думы об утверждении
«Стратегического плана развития города Екатеринбурга до
2030 года» от 25.05.2018 № 312/18
- отсутствие мероприятий, направленных на расширение
возможностей каждого педагога;
- несогласованность требований педагогов и родителей к
воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность
родителей в вопросах последовательного развития и воспитания
детей, недостаточная готовность и включенность родителей в


Основания для
разработки
Программы

Проблемы

2

Цель программы

Задачи
программы:

Этапы
реализации
программы

Перечень
проектов

управление привлечения к участию в образовательной
деятельности;
недостаточное количество современных цифровых средств,
используемых в образовательном процессе.
Создание образовательной среды, обеспечивающей развитие
творческого потенциала воспитанников.
- создание условий для повышения уровня профессиональной
компетентности педагогических работников;
- совершенствование работы по взаимодействию с семьями
воспитанников с целью повышения компетентности родителей в
вопросах развития детей дошкольного возраста и привлечения к
участию в образовательной деятельности;
- формирование условий для развития современной, в том числе
цифровой образовательной среды в ДОУ, улучшение материальнотехнической, учебно-методической базы.

Программа реализуется в 3 этапа. Начало реализации: май 2021 г.
завершение: 30.09.2024 года.
1 этап май 2021 года – август 2021 года.
К завершению первого этапа программы необходимо:
- созданы творческие группы;
- подготовлены ресурсы для реализации проектов.
2 этап сентябрь 2021 года - май 2024 года.
К завершению второго этапа программы:
- созданы условия для повышения компетентности и уровня
профессионального мастерства педагогов;
- педагоги и родители- активные участники всех процессов в ДОУ
- пополнена материально-техническая база, создана современная
предметно-развивающая среда ДОУ.
3 этап май 2024 года - сентябрь 2024 года.
Оценка эффективности работы ДОУ в период реализации
Программы с целью разработки проекта программы развития на
последующий период.

1. «Образовательная среда» - создание условий для развития
современной, в том числе цифровой образовательной среды в ДОУ
путем
совершенствования
методического
и
информационного обеспечения, материально – технической базы
дошкольной организации; инновационных процессов; развития
среды,
обеспечивающей
доступность
образования
для
дошкольника.
3

2. «Современные родители» - обновление содержания
образования:
внедрение
новых
технологий,
приемов
взаимодействия с родителями.
3.
«Воспитатель
будущего»
создание
системы
профессионального роста педагогических работников дошкольной
организации.
Программа развития реализуется за счет бюджетных средств и
Источники
финансирования внебюджетных источников.
- высокий уровень удовлетворенности родителей качеством
предоставляемых
образовательных
услуг,
осуществлением
присмотра и ухода за детьми (по результатам анкетирования);
усовершенствована
материально-техническая
база,
скорректирована развивающая предметно-пространственная среда и
благоустроена территория МБДОУ по принципу «Среда - третий
педагог»;
-создана психосфера, которая обеспечивает каждому ребенку
психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный
режим;
Ожидаемые
- повысилась компетентность и уровень профессионального
результаты
мастерства
педагогов
в
вопросах
индивидуализации
выполнения
образовательного процесса через овладение современными
программы:
образовательными
программами
и
технологиями,
обеспечивающими
развитие индивидуальных способностей
ребенка;
- организовано взаимодействие с семьями воспитанников,
поддерживается атмосфера доверия, взаимоподдержки и общности
интересов с ДОУ, внедрены формы работы с семьей с
использованием интернет-пространства и мобильных приложений;
- создано единое информационное пространство, позволяющее
использовать образовательные ресурсы системно и целостно.

Система
контроля

Контроль за реализацией Программы осуществляется на каждом
этапе. Предусмотрено обсуждение результатов и информационное
сопровождение реализации Программы, в том числе с
использованием сайта ДОУ.

4

Целевые индикаторы:
•

доля педагогов, имеющих первую квалификационную категорию 80%, высшую

квалификационную категорию 20%;
•

доля педагогов, принявшей участие в мероприятиях, профессиональных конкурсах,

конкурсах с воспитанниками – 100%, по инженерно-техническому направлению 40%;
•

доля педагогов, принимающих участие в процессе наставничества из числа

педагогов- стажистов 100%;
•

доля педагогов, использующих компьютерные информационные технологии в

образовательном процессе 100%;
•

доля педагогов, удовлетворенных собственной работой и улучшение общего

психоэмоционального состояния;
•

рост числа профессиональных работ;

•

доля родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг – 100%;

•

доля родителей участвующих в мероприятиях ДОУ – 70%;

•

доля родителей, активно участвующих в работе родительского комитета ДОУ,

группы – 60%;
•

Доступность и открытость информации;

•

обеспечение педагогов информационно-коммуникативными ресурсами (проекторы,

ноутбуки, программы, доступ в сеть интернет и т.д.) 100%;
•

использование возможностей пространства ДОУ – создание второго кабинета

«Игротека», использование коридоров;
•

доля участников образовательных отношений, удовлетворенных комфортностью

условий, созданных в ДОУ.

1. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным
осуществлением
деятельности
по
физическому развитию воспитанников № 109 (Далее –
ДОУ)

Название по Уставу

Сокращенное наименование

МБДОУ детский сад № 109

Тип

Дошкольная образовательная организация
5

Организационно-правовая
форма
Форма собственности
Структура управления
Учредитель

Организация и координация
деятельности
ДОУ

Бюджетное учреждение
Муниципальная
Учредителем от имени МО «город Екатеринбург»
является Департамент образования Администрации
города Екатеринбурга
Начальник Департамента: Шевченко Константин
Валерьевич
Адрес: 620014, Екатеринбург, проспект Ленина, д.24а
тел. 304-12-51

Год открытия

Здание по адресу Лодыгина, 4-а – с 1938 года.
Здание по адресу Комсомольская, 45/12 – с 2015 года
после реконструкции, год постройки здания - 1938.

Дата создания юридического
лица
Юридический, фактический
адрес ДОУ

28.12.2008 г.
Юридический адрес:
620049, г. Екатеринбург, ул. Лодыгина, 4-а.
Фактический адрес:
620049, г. Екатеринбург, ул. Лодыгина, 4-а.
620049, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 45/12

Сайт, электронная почта ДОУ

Mdou109@eduekb.ru
http://109.tvoysadik.ru

Лицензия на право ведения Регистрационный № 17062 от 01.03.2013 г.
Срок действия лицензии – бессрочная
образовательной
Приложение к лицензии № 0012406 Распорядительный
деятельности.
документ о переоформлении лицензии от 29.04.2016 №
964
Деятельность организации
МБДОУ предоставляет дошкольное образование по
образовательным программам дошкольного образования,
присмотр и уход за детьми.
Функционирующие группы

В 2020 – 2021 учебном году:
группа раннего возраста (2-3 года) – 1;
младшая (3-4 года) – 1;

6

средняя (4-5 лет) – 4;
старшая (5-6 лет) – 1;
подготовительная к школе (6-7 лет) – 2.
Количество воспитанников

По состоянию на 01.05.2021 – 210 воспитанников.

ДОУ расположено в микрорайоне города, который считается центром. Дошкольные
образовательные услуги востребованы. Преемственность дошкольного и начального
школьного звена в системе общего образования осуществляется с МАОУ СОШ № 134, а
также с учреждениями дополнительного образования.
Детский сад успешно функционирует в течение 83 лет. В нем бережно сохраняются
и развиваются традиции воспитания здорового поколения, обеспечение физического и
психического здоровья ребенка, постоянно идет поиск новых технологий работы с детьми
дошкольного возраста.
В детском саду функционируют 9 групп с 10,5 часовым пребыванием. Группы
расположены в двух зданиях. По адресу Лодыгина, 4-а – 6 групп, по адресу
Комсомольская, 45/12 – 3 группы.
Образовательная деятельность в общеразвивающих группах детского сада строится в
соответствии с требованиями ФГОС.
Функционирует логопункт для детей с нарушениями речи.
Детский сад оказывает платные образовательные услуги. Качество образовательных
услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет родителей.
2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ
2.1. Анализ кадрового сос тава
Анализ результатов Программы развития на 2018-2021 годы выявил следующие
результаты:

педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано на 100%, но происходит смена
педагогического состава по разным причинам;

аттестовано на высшую квалификационную категорию 8% от списочного состава,
50% - на первую квалификационную категорию;

за последние три года 100% педагогов ДОО прошли обучение на курсах
повышения квалификации;

возрастной ценз педагогических работников – 50% - 25-35 лет, 33.5% - 40-50 лет,
16.5% - более 55 - 60 лет;

доля педагогических и руководящих работников ДОУ принимающих участие в
профессиональных конкурах образовательной системы увеличилась до 80%;

доля педагогов, использующих в образовательном процессе инновационных
проектно-исследовательских форм работы увеличилось до 100% - цель программы
достигнута;
7

доля педагогов опыт, которых используется в практике образования других ДОУ
(на страницах сайта и обратная связь (понравился, буду использовать) увеличилась до 30
%;

доля педагогов, активно участвующих в рабочих, инициативных группах на разных
уровнях повысилось до 80%, но не достигло желаемого уровня.

рост уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и рост уровня
овладения ИКТ-компетентностями, формами и методами воспитательной работы
педагогов достиг 100% среди постоянного состава педагогических работников ДОУ.
Пополнение педагогического состава молодыми специалистами требует работы по
развитию форм наставничества.
Также результатом реализации Программы развития 2018-2021 является то, что
увеличилось качество педагогического мониторинга, индивидуальных программ
личностного развития.
Пополнилась «копилка методических разработок», «копилка педагогических находок».
Увеличилась доля родителей, удовлетворенных качеством образования в ДОУ. Жалобы
со стороны родителей отсутствуют.
Педагоги детского сада активно принимают участие на форумах и конференциях:
- всероссийская конференция «Дошкольное образование лучшие программы, практики и
технологии»;
- региональный
форум педагогов дошкольного образования «Проектирование
современного содержания дошкольного образования»;
- всероссийская конференция «Дошкольное образование- Урал: лучшие программы,
практики и технологии»;
- всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании»;
- вторая международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые
практики»;
- региональный форум педагогов дошкольного образования «Проектирование
современного содержания дошкольного образования») и другие.
В ДОУ педагоги, способны работать в инновационном режиме. Тем не менее, есть


необходимость работы по максимальной реализации потенциала каждого педагога и
повышению его эффективности. Обучение – самореализация – совершенствование расширение возможностей.
Проблемное поле:

смена педагогических работников;

отсутствие мероприятий, направленных расширение возможностей каждого
педагога.
Перспективы развития:

формирование характера взаимодействия между педагогами. Этапы вхождения в
профессию, использование ресурсов ДОУ, укрепление системы наставничества;

делегирование педагогам новых видов деятельности: руководство группами,
сопровождение проектов;
8


повышение компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов в
вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными
образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие
индивидуальных способностей ребенка;

рост образовательных и творческих достижений всех участников образовательного
процесса;

обеспечение педагогов психологическим обслуживанием (психологические
тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение
психологическими знаниями;

создание условий для обладания педагогом «двойной компетенцией», т. е. помимо
сугубо традиционных профессиональных знаний имеет современные знания и навыки
работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру.
Возможные риски:
 недостаточный уровень активности педагогических кадров.
2.2. Предметно-пространственная среда ДОУ
В ДОУ развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог
найти себе занятие по интересам не только в группе детского сада, но и в раздевалке,
спальне, коридорах и холлах. Так появились:
-виммельбухи настенные в холлах и группах;
-доски для рисования в коридорах, холлах;
- спортивные групповые уголки;
-платформы на колесах (для перехода с игрой в другое помещение);
-подиумы;
- маркеры пространства;
- доступные прозрачные контейнеры с атрибутами и играми;
-индивидуальные столы и коврики для игры и другое. В групповых помещениях
отражены и удовлетворены интересы, склонности и потребности детей каждой
конкретной группы, присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов,
исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.
Используется систематический образовательный ресурс прогулок в детском саду.
Развитие социальных и рефлексивных навыков дошкольников в процессе игры с
ростовым конструктором. Путешествие, тренажер физических действий и пространства
для сюжетно-ролевой игры как модели из ростового конструктора и других материалов,
создаваемые детьми на прогулке.
На территории выделены игровые площадки для каждой группы с песочницами и
малыми формами, спортивная площадка, детская стройплощадка.
ДОУ располагает достаточной для организации образовательного процесса
материально-технической базой. Оснащено в достаточном количестве мягким и жёстким
инвентарем, имеется необходимое спортивное и игровое оборудование, методическая и
художественная литература.
Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые
сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического

9

здоровья детей. При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы
оценки безопасности игровой продукции:
- физическая и экологическая безопасность -отсутствие запаха, острых краев,
прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества;
- психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность
игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы
рук, координации движений;
- психологическая безопасностьотсутствие негативных воздействий на
психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и
эстетическое развитие;
- нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для
формирования негативных установок детского поведения.
При организации пространства учитывается освещение, цветовая отделка
помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и
искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к
естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных
зданий.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение
мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий
для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в ДОУ.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
- меры по охране труда и техники безопасности;
- меры по электробезопасности.
В период реализации программы развития 2018-2021 отсутствовали травмы у
воспитанников и сотрудников.
Также мы отмечаем, что принципиально изменилось содержание предметного и
социального мира современных детей – их окружают всевозможные гаджеты,
интерактивные игрушки, компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Поэтому
образовательная среда ДОУ должна удовлетворять потребности и интересы современных
детей. Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного
образования. Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» в
рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования
на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) в
образовательных организациях необходимо внедрить современную и безопасную
цифровую образовательную среду уже к 2024 году.
Проблемное поле:
В образовательном процессе используется недостаточное количество современных
цифровых средств (интерактивная доска, компьютерный класс, цифровая лаборатория и
10

т.д). Дети XXI века имеют высокий уровень естественной компьютерной грамотности —
современные информационные технологии для них не инновации, а повседневность.
Необходимо улучшение материально-технического состояния МБДОУ, трансформация
механизмов социализации и коммуникативных практик.
Перспективы развития: базовое условие для цифровой трансформации в ДОУпокупка нового оборудования (персональные компьютеры и принтеры для педагогов, в
группах интерактивные панели/доски, цифровые лаборатории). Усовершенствована
материально-техническая база, педагоги владеют ИКТ-компетенциями.
Возможные риски: снижение дохода из внебюджетных источников.
2.3. Анализ управляющей системы ДО У
Управление в ДОУ осуществляется комплексно. Создана атмосфера, в которой
приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям
личностного
роста.
Для осуществления эффективности управления, в ДОУ создана мотивационная
среда для каждой категории сотрудников.
В период реализации Программы развития 2018-2021 были созданы рабочие группы
по разным направлениям (работа с нормативными документами, решение возникших
проблем). Это позволило сплотить коллектив, научить слушать и слышать друг друга,
видеть проблему с разных сторон, уметь делиться как опытом, так и нужными знаниями,
ресурсами. Проведены мастер-классы, деловые игры. Работа по формированию
коллектива ДОУ велась на этапе приема сотрудника, введение его в коллектив.
Использовались технологии управления персоналом, перечисленные в программе
развития 2018-2021. Цель по внедрению механизмов мотивации деятельности
сотрудников путем создания комплекса условий, форм и методов, способствующих
развитию у сотрудников заинтересованного отношения к труду и стремления к
достижению результатов достигнута.
Но результаты на 2021 год показывают низкую мотивированность коллектива к
активному участию в управленческой деятельности. Не в полном объеме выполняются
функции Педагогического совета. Также наблюдается недостаточная готовность и
включенность родителей в управление качеством образования детей.
Проблемное поле:

неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности;

недостаточная готовность и включенность родителей в управление.
Перспективы развития:

организация психологического консультирования;

делегирование полномочий в новых видах деятельности;

поддержка «идей» педагогов, создание условий для самореализации;

насыщение образовательного пространства и процесса мотивирующими
факторами, стимулирующими активность и обеспечивающими качество образования.
Возможные риски:
Частая смена педагогического состава и его неготовность к работе в
инновационном режиме.
2.4. Анализ образовательного процесса.

11

Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по основной образовательной
программе, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной
образовательной программы. В образовательной практике ДОУ используется УМК
«От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
Качество реализации образовательной программы наиболее полно выражается в
степени готовности выпускников к переходу на следующую ступень образования.
Сравнительный анализ освоения детьми подготовительных групп образовательной
программы в течение 3 лет позволяет сделать вывод о высоком уровне готовности
выпускников ДОУ. Воспитанники активно принимают участие в конкурсном движении.
В течение 3 лет были участниками и финалистами 23 городских конкурсов:
48% творческой направленности;
35 % интеллектуальной направленности;
22% технической направленности.
Вместе с тем, у некоторых детей недостаточно сформирована эмоционально-волевая
готовность: эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций), умение управлять своим
поведением, произвольная регуляция внимания.
Так же в реализации некоторых из инноваций программы возникали трудности:
-переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении
«слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы;
- новый формат праздников с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
Данные проблемы решаются в ДОУ с помощью образовательных технологий:
развивающий диалог, технология позитивной социализации, технология создания
детского сообщества- «ровестничество».
В соответствии с приоритетными направлениями Программы развития образования
Свердловской области и востребованностью родителей в образовании технической
направленности необходимо создать условия для реализации робототехнического
направления. Для реализации данного направления ДОУ в 2021-2022 уч. году получил
статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного
образования «Воспитатели России» по направлению «Внедрение парциальной модульной
образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота».
Участниками инновационной площадки становятся две группы детского сада, 1 педагог
прошел курсы повышения квалификации по данному направлению.
А также ДОУ является сетевой инновационной площадкой по теме «Модернизация
образования в ДОУ в соответствии с требованиями к качеству дошкольного образования
на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Принцип персонализации образования осуществляется через реализацию
дополнительных общеразвивающих программ. ДОУ реализует две дополнительные
общеобразовательные программы дошкольного образования: «Обучение плаванию»,
«Лего-конструирование». 90% воспитанников получают дополнительное образование по
выбору.
2.5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьей в дошкольном учреждении

предусматривает
12

решение следующих задач:
- просвещение родителей по разным направлениям развития и воспитания;
-совместная деятельность родителей и детей;
-индивидуальная работа с различными категориями семей.
Используются различные формы работы, вся информация подается своевременно лично
родителям (законным представителям) и отражается на стендах в холле, группах, сайте
ДОУ. На стендах во всех группах размещаются информационные материалы о питании,
оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ. Каждый педагог ведет свой раздел на
сайте, где кратко информирует родителей об интересных событиях месяца или размещает
консультационные материалы. Педагоги проводит родительские собрания в разных формах
в том числе используют и удаленные формы работы.
Педагогический коллектив разработал систему взаимодействия с семьями
воспитанников на период самоизоляции, выстраивая индивидуальную онлайн-работу с
детьми и родителями. Педагоги присылали родителям записи видео занятий, своих
мастер-классов, тематические презентации.
Во время самоизоляции воспитатели активно подключали родителей, чтобы они могли
участвовать в обучении и воспитании. Организовывали для них консультации, помогали
с литературой, совместно решали технические проблемы. Использование современных
программных средств и инструментов файлового хостинга Google диск, сайта детского
сада https://109.tvoysadik.ru, возможности мессенджеров, социальных сетей, Ютуб канала
https://www.youtube.com/channel/UCl_s1gybTz5342ZqdHgobxg
позволило привлечь
большее количество родителей воспитанников к онлайн обучению и повысить качество
образования.
Традиционными и продуктивными формами работы стали конкурс-выставки с
участием родителей такие как:
- выставка технического творчества «Вместе с мамой, папой…»;
- конкурс-выставка «Оркестр в каждой группе» (изготовление шумовых музыкальных
инструментов);
- конкурс-выставка «Одежда для куклы на все сезоны» и другие.
Проблемное поле:

недостаточная готовность и включенность родителей в управление;

традиционно активно принимают участие мамы, доля отцов в участии в жизни
детского сада небольшая.
Перспективы развития.
- поиск и внедрение новых приемов взаимодействия;
- повышение заинтересованности родителей в участии в жизни ДОУ.
Возможные риски: высокая занятость родителей воспитанников.

13

3. SWOT – анализ
Сильные стороны (внутренние):
- конкурентоспособность;
- хорошая репутация у потребителей услуг;
- способность к инновациям;

Слабые стороны (внутренние):
- психологическое утомление педагогов;
- неготовность коллектива к активному
участию в управленческой деятельности.

взаимоотношения
сотрудничества,;
сложившиеся
между
педагогами
и
администрацией ДОУ;
наличие
внебюджетных
источников
финансирования.
- наличие демократического стиля управления;
- организация воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- функционирование интернет ресурса: сайт,
YouTubeканал,
странички
педагогов,
закрытые интернет ресурсы для общения с
родителями.
Возможности:
- увеличение количества инновационных
технологий и авторских разработок и
включение их в образовательный процесс;
- минимизация текучести персонала и
предотвращение
оттока
перспективных
педагогических кадров в другие отрасли;
- расширение возможностей профессиональной
самореализации и непрерывного повышения
квалификации педагогов, оптимизация их
возрастной структуры;
- реализация мероприятий по ознакомлению с
возможностями онлай-обучения;
- готовность административного аппарата к
внедрению современных технологий.

Угрозы (внешние):
- эмоциональное выгорание педагогов
вследствие
продолжительных
профессиональных стрессов;
психологическая
усталость,
повышенная нагрузка;
- низкая мотивация родителей к участию
в образовательной деятельности ДОУ.

Анализ позволил выявить проблемы, которые определили основную цель программы
развития: создание образовательной среды, обеспечивающей развитие творческого
потенциала участников образовательных отношений.
Обозначенная общая цель предполагает решение следующих задач:
- создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности
педагогических работников;

14

- совершенствование работы по взаимодействию с семьями воспитанников с целью
повышения компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста и
привлечения к участию в образовательной деятельности;
- формирование условий для развития современной, в том числе цифровой
образовательной среды в ДОУ, улучшение материально-технической,
учебно-методической базы.
4. Концепция программы развития
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью
ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с
индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает, с одной стороны,
бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с
другой стороны, профессиональное создание оптимальных условий для его развития в
воспитательно-образовательном процессе.
В ДОУ образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая
своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие
компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к
окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода
на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Важен принцип развивающего образования и показатели психического развития
как становление деятельности, сознания и личности ребёнка.
Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается
определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и
сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами.
Деятельность имеет конечный продукт и результат.
Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания,
ценности, мысли.
Личность. Формирование личности ребёнка – результат его социализации.
Система
элементов,
окружающих
детей
и педагогов,
предоставляющих
им возможности для обучения, воспитания и развития – это образовательная среда. Среда,
которая должна в первую очередь формировать у человека уверенность в себе.
Важнейшим условием для создания и успешного функционирования современной
образовательной среды является готовность педагогических и руководящих кадров
работать в новой парадигме образования, где среда является «третьим педагогом»,
а в некоторых смыслах даже и соревнуется в значимости с педагогом. Еще одним
значимым условием является системность работы с пространствами, образовательным
процессом, который в них протекает, и педагогическими кадрами, его обеспечивающими.
Среда, являясь третьим педагогом, позволяет решать поставленные задачи. Но многие
педагоги формально подходят к определению способов организации пространства, его
наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую
является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в
активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода
фоном педагогического процесса. Присутствует стихийность при отборе игровых и
учебно-методических пособий, материалов, что вызвано личными предпочтениями
15

педагогов. Недооценивается необходимость использования разных материалов и пособий.
Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не
сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких
негармоничных цветовых доминант приводит к усталости от такого рода среды.
Детализировать понятие «образовательная среда» необходимо через набор
ее компонентов:
- физическое пространство и его обустройство (предметно-пространственный компонент);
- цифровое пространство;
- характер взаимодействия между участниками образовательного процесса,
обусловленный использованием пространств, материалов, оборудования.
Интерактивные, компьютерные технологии в последнее время занимают ведущее
место в работе с детьми и их родителями (законными представителями). Во всем мире
использование ИКТ в различных сферах деятельности стало частью культуры и
необходимой нормой. Владение интерактивными, информационнокомпьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых
социально- экономических условиях, а ДОУ – перейти в режим развития.
Важна не только среда, но и индивидуальность, и формы, и методы обучения.
В связи с этим необходима разработка системы мер по освоению педагогическими
коллективами новых технологий использования современной образовательной среды,
полноценной реализации ее потенциала.
Процесс развития ДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения
происходящих преобразований в образовательном процессе. Для организации системы
методического сопровождения процесса развития ДОУ руководитель должен
использовать определённые функции, исходя из их результативности:
1. Функции по отношению к каждому педагогу: обогащение знаний, связанных с
педагогическими инновациями, у каждого из педагогов; развитие мировоззрения,
ценностных ориентаций; развитие мотивов; совершенствование и развитие
профессиональных навыков, мастерства.
2. Функции по отношению к коллективу: консолидация коллектива в достижении цели
развития и в реализации программы развития ДОУ, на выявление и обобщение
передового педагогического опыта, способного качественно изменить в лучшую сторону
образовательный процесс, рождённого коллективом, а также мотивирование массового
педагогического творчества и инициативы.
3. Функции по отношению к повышению квалификации педагогов: осмысление педагогами
программно-методических
требований
и
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих процесс модернизации образования, в совокупности с внедрением
достижений науки и передового опыта известных исследователей, педагогов, учёных.
Детский сад - это сообщество. Детское и взрослое. Поэтому мы не должны забывать о
родителях. Сообщество родителей вокруг детского сада и, причем, лояльных родителей,
поддерживающих – это очень важно. Родителей надо ценить и при этом научиться
держать границы. И если мы профессионалы, специалисты в раннем развитии, то сможем
убедить родителей нас слушать.

16

5. Стратегический план развития
Проекты:
«Образовательная среда»;
«Современные родители»;
«Воспитатель будущего».
Проект «Образовательная среда».
Основной целью является создание условий для развития современной, в том числе

цифровой образовательной среды в ДОУ путем совершенствования методического и
информационного обеспечения, материально – технической базы дошкольной
организации; инновационных процессов; развития среды, обеспечивающей доступность
образования для воспитанников.
Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия,
обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и
взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:
 воспитанникам - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во
взаимодействии с разными сообществами;
 педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и
культурном контексте;
 родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;
 организаторам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие
образовательных процессов и условий.
В процессе ведения проекта:
 обеспечение эффективной реализации образовательной программы дошкольного
образования, использование методов, приемов и технологии, максимально
соответствующих требованиям ФГОС ДО;

организация инновационной деятельности;

усовершенствование материально-технической базы, корректировка развивающей
предметно-пространственной среды по принципу «Среда - третий педагог»:

корректировка внутренней системы оценки качества образования;

создание благоприятных условий, обеспечивающие эмоциональный комфорт и
социальное благополучие каждого ребенка в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями;

развитие у детей технологического мышления, 3Д мышления, овладение "мягкими"
навыками (soft skills), такими как работа с информацией, креативное мышление,
долгосрочное планирование, работа на результат, социальные и аналитические навыки и
навыки работы в команде.

социальные эффекты внедрения проекта могут выражаться в прямой и косвенной
формах. Прямой эффект возникает в связи с новыми непосредственными навыками
воспитанников и последующим развитием инженерного мышления дошкольников,
косвенный же проявляется в виде развития методической базы ДОУ, трансляции опыта
17

педагогам города Екатеринбурга. Особенностью косвенного эффекта является его
постоянное увеличение.

повышение профессионального мастерства педагогов;

совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

повышение качества образовательного процесса;

обеспечение гарантированных результатов развития каждого ребенка.
Проект «Современные родители»




Важной задачей ДОУ является вовлечение родителей в построение
образовательного процесса, посредством постоянного их информирования. Это
способствует актуализации позиции партнерства между участниками образовательного
процесса. Новые формы эффективного взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам
воспитания, информационно-просветительская, методическая и консультационная
поддержка родителей детей, в том числе в возрасте до трех лет по вопросам образования и
воспитания позволят формировать положительный имидж образовательного учреждения
и обеспечат взаимодействие родителей с ДОУ, сформирует родительское сообщество.
В процессе ведения проекта:
усовершенствование работы по взаимодействию с семьями воспитанников, привлечение к
участию в образовательной деятельности;
повышение педагогической компетенции родителей;

повышение авторитета ДОУ как современного учреждения дошкольного
образования.
Проект «Воспитатель будущего».
Основной целью является создание условий для профессионального роста, повышения
профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических
работников.
В процессе ведения проекта:

рост
профессиональной
компетентности
педагогических
работников,
образовательных и творческих достижений;

организация участия педагогического коллектива в проектах разного уровня;

организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников,
поддержание атмосферы доверия, взаимоподдержки и общности интересов с ДОУ,
внедрение новых форм работы с семьей, в том числе, с использованием интернет
пространства и мобильных приложений;

высокий уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых
образовательных услуг, осуществлением присмотра и ухода за детьми (по результатам
анкетирования);

создание единого информационного пространства, позволяющее использовать
образовательные ресурсы системно и целостно;

создание и распространение методических пособий педагогов ДОУ, отражающие
лучший опыт работы.

увеличение числа педагогов, аттестованных на высшую категорию;
18

увеличение числа педагогов, активно включающихся в проектную деятельность;

освоение педагогами современных технологий;

увеличение числа педагогов, принимающих участие в профессиональных
конкурсах.


6. Внешние связи при реализации Программы развития
При реализации Программы необходимо установление внешних связей ДОУ с
различными образовательными центрами, школами, организациями ДО.
Формы взаимодействия с организациями: курсы повышения квалификации, семинары,
совместные образовательные проекты.

7. Управление внедрением Программы развития
Управление внедрением представленной Программы представлено в виде плана
реализации Программы развития, определяющей конкретные сроки реализации отдельных
мероприятий, ответственных за реализацию мероприятия.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».