Семь шагов к умению сочинять и пересказывать.

01.01.2017

Дорогие родители! Мы с Вами все учились в школе. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но изложение и сочинение наверняка каждому запомнились своим коварством. Не простое это дело – ясно излагать и ясно мыслить.

И ножки у него растут совсем не в школьном возрасте, на уроках литературы и русского языка, когда учитель дает «рыбу»-план, по которому, как под копирку, в муках пишутся лишенные творчества труды, а в дошкольном возрасте.

Именно в дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку, стимулируя и взаимно развивая друг друга.

Ведь что такое мышление? Это самый сложный психический процесс – высшая форма отражения окружающего мира, его причинно-следственных связей.

Сначала малыш познает мир благодаря восприятию и непосредственным анализаторам, но уже очень скоро этого становится недостаточно. При помощи речи взрослый расширяет представления крохи об окружающем, называя вещи своими именами, обобщая и формируя понятия. Из внешней речи крохи формируется внутренняя речь, которая, в свою очередь, является средством мышления.

Это все действительно сложно, хотя предельно ясно одно: уровень развития речи ребенка объективно влияет на уровень развития его мыслительных процессов и отражает его.

В наших с Вами силах ребенку в этом помочь. Тогда изложения и сочинения не станут для маленького ученика одними из причин школьной тревожности, так сильно влияющей на восприятие учебной деятельности и отношение к ней, а значит, и на её успешность. Как научить ребенка пересказывать? Это не сложно. Главное, потрать на это немного времени и делать все последовательно.

ШАГ 1. Выбор текста для пересказа.

Для того, чтобы сформировать алгоритм пересказа, нужно устранить все помехи. Сложный, богатый незнакомыми словами, событиями и описаниями текст не подойдет.

Текст должен быть понятен, доступен восприятию дошкольника, содержать от 7 до 15 предложений.

Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких: Л.Н. Толстого («Лев и мышь», «Хотела галка пить» и т.д.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Н. Носова («Живая шляпа» и др.).

ШАГ 2. Акцентированное прочтение текста.

Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы.

ШАГ 3. Беседа по содержанию.

Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с ребенком алгоритм анализа текста. Ему становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа.

По ходу работы над текстом попросите ребенка объяснить Вам ключевые характеристики героев слова и поясните слова, трудные для понимания.

Например:

Л.Н. Толстой «Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

- Если ты меня пустишь, я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

- Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.Хочу такой сайт

Беседуем с ребенком:

- Кто спал?

- Что сделала мышь?

Задавая вопросы, не заменяйте авторские слова с целью упрощения восприятия: «мышь» - «мышка».

- Где пробежала мышь?

Если ребенок затрудняется ответить, прочтите это место в рассказе еще раз. Пусть он послушает и снова попытается ответить на вопрос.

- Что сделал лев?

И так далее. Обязательно задайте ребенку вопрос, как он понимает выражение «сделаю добро». Подберите синонимы к словам, сложным для воспроизведения, например, «сделаю доброе дело», чтобы у ребенка были варианты, когда он начнет самостоятельный пересказ.

ШАГ 4. Обобщение впечатлений.

Ещё раз спросите ребенка о его впечатлениях от рассказа. И сами резюмируйте смысл прочитанного.

ШАГ 5. Повторное прочтение текста с установкой на пересказ.

Мы детализировали восприятие произведения и теперь снова его обобщаем, то есть речь идет об аналитико-синтетической деятельности: от общего к частному и от частного снова к общему.

ШАГ 6. Совместный пересказ.

На начальных этапах работы над пересказом теста, можно начать пересказ взрослому. Затем остановиться, чтобы ребенок мог продолжить дальше сам. ШАГ 7. Самостоятельный пересказ.

Предложить ребенку пересказать прочитанную историю папе, бабушке. Через какое-то время, вечером, на следующий день, чтобы стимулировать отсроченное припоминание, предложите ребенку еще раз пересказать рассказ.

Когда ребенок становится старше, а тексты длиннее, между вторым и третьим шагом разделите рассказ на части: начало, середина, конец. И над каждой частью работайте по содержанию отдельно.

ПАРУ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ ПО 20 МИНУТ!

Этого времени достаточно, если учить ребенка пересказу регулярно и в течение продолжительного времени. Обязательно придумайте стимулирующие призы. Можно также завести альбом с иллюстрациями к пересказанным историям. Через какое-то время листать его и вместе вспоминать рассказы, пробуя их воспроизвести. Ребёнок очень быстро усвоит алгоритм работы над текстом, который потом, когда Ваше чадо станет старше, перейдет во внутренний план и станет служить руководством к аналогичным видам деятельности.

Немного нашего внимания, чуточку психолого-педагогических технологий, капельку времени – и прочный навык пересказывать литературный текст станет хорошим подспорьем будущему ученику.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2019

Дата обновления: 22.03.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».